Каков порядок оформления первичных учетных документов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", при осуществлении расчетов с поставщиками товаров, применяющими общий режим налогообложения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2004 г. N 21-09/74208
Организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при исчислении налоговой базы по единому налогу не учитывают каких-либо расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в том числе расходов в виде оплаты товаров (работ, услуг). Однако указанные организации обязаны производить расчеты с поставщиками товаров (работ, услуг) и учитывать полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги) на основании первичных учетных документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать указанные в данном пункте обязательные реквизиты. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации утвержден Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.
При осуществлении расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг) и при оформлении первичных учетных документов как за реализованные, так и за приобретаемые товары (выполненные работы, оказанные услуги) необходимо отметить следующие моменты.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Следовательно, на них не распространяются требования гл. 21 НК РФ, а именно: организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не выписывают покупателям своих товаров (работ, услуг) счет-фактуру и осуществляют расчеты без выделения в первичных документах соответствующих сумм НДС. По этой же причине они не вправе предъявить суммы НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
В соответствии с требованиями п. п. 1, 2 и 4 ст. 168 НК РФ организации, применяющие общий режим налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателям этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом сумма НДС, предъявляемая такими организациями покупателям товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в п. 1 ст. 168 НК РФ цен (тарифов). В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой.
Порядок заполнения значений реквизитов платежных поручений приведен в Приложении N 4 к Положению о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденному Центральным банком РФ от 03.10.2002 N 2-П. В соответствии с указанным порядком в поле 24 платежного поручения "Назначение платежа" указываются: назначение платежа, наименование товаров, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, налог (выделяется отдельной строкой или делается ссылка на то, что налог не уплачивается), также может быть указана другая необходимая информация, в том числе срок уплаты налога или сбора, срок оплаты по договору.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
А. А.ГЛИНКИН
18.11.2004