Организация приобрела партию товаров у поставщика, уплатив при этом НДС, выделенный в счете-фактуре. Уплаченный поставщику налог организация приняла к вычету. В ходе встречной проверки налоговым органом было выяснено, что поставщик применяет упрощенную систему налогообложения (УСНО), вследствие чего выделение НДС в счете-фактуре было неправомерным. Кроме того, полученный от организации НДС поставщик в бюджет не перечислил. Соответственно, с точки зрения налогового органа, неправомерным было и принятие к вычету указанной суммы налога

Имеет ли под собой законные основания подобная позиция налогового органа, учитывая, что организация-покупатель является плательщиком НДС и принятые к учету приобретенные товары предназначены для осуществления операций, облагаемых данным налогом?

Ответ: Согласно п. п.1, 2 ст.171 Налогового кодекса РФ организация - плательщик НДС вправе принять к вычету суммы налога, уплаченные, в частности, при приобретении товаров на территории РФ, предназначенных для осуществления операций, являющихся объектом налогообложения по НДС на основании п.1 ст.146 НК РФ. Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет соответствующих товаров (п.1 ст.172 НК РФ).

Как видим, среди установленных гл.21 НК РФ условий для вычета сумм НДС, уплаченных поставщику, отсутствует норма об обязательности уплаты сумм налога именно поставщику, являющемуся плательщиком НДС. Тем не менее принятие НДС к вычету в такой ситуации неизбежно приводит к спорам налогоплательщиков с налоговыми органами по вопросу правомерности вычета.

В большинстве случаев арбитражные суды принимают сторону покупателей, уплативших и принявших к вычету НДС, предъявленный им поставщиком, не являющимся его плательщиком. В обоснование решений, вынесенных в пользу покупателей - плательщиков НДС о правомерности вычета, суды, как правило, отмечают, что:

- в силу ст.169 НК РФ счета-фактуры составляются продавцами товаров, следовательно, покупатель не имеет возможности и не обязан проверять, является ли в действительности продавец плательщиком налога на добавленную стоимость;

- неправомерно выделенный поставщиком в счете-фактуре НДС подлежит дальнейшей уплате в бюджет, что свидетельствует об исполнении принципов налоговых вычетов, заложенных в ст. ст.171, 172 НК РФ (пп.1 п.5 ст.173 НК РФ);

- даже в случае неисполнения поставщиком требований пп.1 п.5 ст.173 НК РФ организации-покупателю не может быть отказано в праве на вычет уплаченных сумм НДС, поскольку такое право не зависит от уплаты НДС в бюджет поставщиком. Все налогоплательщики самостоятельно несут ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуются своими правами (см. также п.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 329-О, п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 14.05.2002 N 108-О, п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 N 4-О), в том числе правом на вычеты НДС.

На основании вышеизложенного арбитражные суды приходят к выводу, что покупатель - плательщик НДС, уплативший налог, выделенный в счете-фактуре поставщика, принявший к учету товары, предназначенные для осуществления операций, облагаемых НДС, вправе принять к вычету уплаченные суммы налога независимо от того, является поставщик плательщиком НДС или нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.09.2003 N А82-41/2003-А/2; Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2004 N А19-18748/03-5-Ф02-1142/04-С1, от 18.09.2002 N А33-3086/02-С3а-Ф02-2463/02-С1; Постановления ФАС Поволжского округа от 18.12.2003 N А06-1492У-13/03, от 25.11.2003 N А72-8624/02-Ш444; Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2003 N А05-2121/03-142/18, от 23.07.2003 N А05-1673/03-107/14, от 27.01.2003 N А56-23372/02, от 13.01.2003 N А13-4655/02-11; Постановления ФАС Уральского округа от 09.09.2004 N Ф09-3673/04-АК, от 18.05.2004 N Ф09-1940/04-АК; Постановления ФАС Центрального округа от 27.04.2004 N А54-4312/03-С4, от 24.12.2003 N А48-2122/03-18).

Однако нельзя не сказать, что Президиум ВАС РФ Постановлением от 15.07.2003 N 2011/03, отменяя решения предыдущих судебных инстанций о правомерности вычета в ситуации, подобной изложенной в вопросе (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2002 N Ф04/4690-439/А81-2002), направил дело на новое рассмотрение с указанием исследовать вопрос о соответствии счетов-фактур, выставленных поставщиками, не относящимися к кругу плательщиков НДС, требованиям п. п.5, 6 ст.169 НК РФ. Никаких других дополнительных аргументов для пересмотра решения, принятого нижестоящим судом, Президиум ВАС РФ не выдвинул. К тому же из содержания указанного Постановления следует, что рассматривавшаяся ситуация относится к периоду, когда в п.5 ст.173 НК РФ отсутствовала норма, обязывающая поставщика, не являющегося плательщиком НДС, перечислить в бюджет налог, неправомерно выделенный в счете-фактуре (пп.1 п.5 ст.173 (ред. от 05.08.2000) НК РФ).

ФАС Уральского округа, в Постановлении от 08.10.2002 N Ф09-2126/02-АК принявший сторону налогового органа, отметил, что предъявленная покупателю и уплаченная им сумма НДС не подпадает под понятие "налог, уплаченный поставщику" (п.2 ст.171 НК РФ), поскольку поставщик плательщиком НДС не является. Предъявленная им покупателю сумма НДС может быть квалифицирована как неосновательное обогащение поставщика (п.1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ), что не дает права на вычет указанной суммы покупателем. Однако и в этом случае спор между налогоплательщиком и налоговым органом возник до внесения Федеральным законом N 57-ФЗ изменений в пп.1 п.5 ст.173 НК РФ, обязавших поставщиков, не являющихся плательщиками НДС, уплачивать в бюджет налог, неправомерно выделенный в счете-фактуре и предъявленный покупателю (п.21 ст.1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 08.12.2003)).

В заключение нельзя не отметить, что даже несмотря на наличие в целом положительной для налогоплательщиков арбитражной практики, принятие сумм НДС, уплаченных поставщикам, заведомо не входящим в круг плательщиков НДС, неизбежно приведет к конфликту с налоговыми органами. Поэтому покупателям, которые хотят избежать таких споров и судебных разбирательств, рекомендуем обращаться к поставщику с запросом о принадлежности последнего к плательщикам НДС либо включать в договор поставки условие о взыскании с поставщика убытков покупателя, связанных с невозможностью принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиком, по вине последнего.

А. И.Дыбов

Издательство "Главная книга"

12.11.2004