Решение о проведении выездной налоговой проверки организации датировано 30 декабря 2003 г. Однако фактически проверка началась только 5 января 2004 г., что указано в акте проверки (Приложение 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60). Имел ли в таком случае налоговый орган право проверять правильность исчисления налогов за 2000 г.?
Ответ: Действительно, дата решения о проведении выездной налоговой проверки и дата ее начала могут не совпадать, поскольку датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, но не дата вынесения этого решения (п.1.10.2 Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"). В соответствии со ст.87 Налогового кодекса РФ период деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой, составляет три календарных года, непосредственно предшествующих году проведения проверки. Как следует из этой нормы, трехлетний срок деятельности налогоплательщика, подвергаемого выездной проверке, должен исчисляться от года проведения проверки, а не от года принятия решения о ее проведении.
Таким образом, если выездная налоговая проверка фактически началась и проводилась в 2004 г., то проверке может быть подвергнута деятельность налогоплательщика за предшествующие три года: 2001, 2002, 2003 гг. Поэтому правильность исчисления налогов в 2000 г. налоговые органы в данном случае проверять не могут, даже если решение о проведении проверки было принято в 2003 г.
Кстати, именно к таким выводам пришел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 07.10.2003 N 2203/03 при рассмотрении аналогичного спора.
Е. М.Филимонова
Издательство "Главная книга"
12.11.2004