Организация, имеющая удостоверение Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ о признании выполняемых работ технической помощью, является субподрядчиком по договору, заключенному с подрядчиком, не являющимся ни донором, ни получателем безвозмездной технической помощи
Вправе ли организация воспользоваться льготой, предусмотренной пп.19 п.2 ст.149 НК РФ?
Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"
Ответ: В соответствии с пп.19 п.2 ст.149 Налогового кодекса РФ не облагается НДС реализация на территории РФ товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Реализация соответствующих товаров (работ, услуг) не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов:
- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ;
- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
- выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
Как видим, формальные основания для освобождения от обложения НДС выполняемых работ у организации отсутствуют, поскольку НК РФ прямо указывает на контракт налогоплательщика с донором или получателем безвозмездной помощи как на документ, представление которого необходимо для такого освобождения.
Таким образом, с большой долей уверенности можно прогнозировать, что налоговые органы будут возражать против применения организацией вышеупомянутой льготы.
Однако налогоплательщик может попытаться защитить свои интересы в суде (ст.138 НК РФ). Практике известны случаи принятия положительных для налогоплательщика решений в схожих ситуациях.
Так, разрешая один из подобных споров, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.07.2003 N А66-108-03 расценил отказ налогового органа в предоставлении налогоплательщику рассматриваемой льготы как формально обоснованный, однако признал за налогоплательщиком право на применение льготы. При этом суд руководствовался правовой позицией Конституционного Суда РФ, в соответствии с которой суды при рассмотрении дела должны исследовать по существу его фактические обстоятельства, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, поскольку в противном случае право на судебную защиту, предусмотренное ч.1 ст.46 Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
О. М.Проваленко
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
05.11.2004