Согласно нормам Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ с 1 июля 2003 г. технические условия, на которые (в соответствии с положениями, определяемыми Законом РФ от 10.06.1993 N 5154-1) давались ссылки в договорах (контрактах) на поставляемую спиртосодержащую денатурированную продукцию, более не применяются в качестве нормативных документов в области стандартизации. С другой стороны, п.1 ст.46 указанного Закона установлено, что до вступления в силу технических регламентов исполнение установленных в нормативных документах по стандартизации, принятых до 01.07.2003, требований к выпускаемой продукции является обязательным. В то же время, поскольку соответствие спиртосодержащей денатурированной продукции требованиям нормативных документов является одним из условий освобождения операций по ее реализации от обложения акцизом, можно ли считать выполнение условий п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ основанием для освобождения от уплаты акцизов операций по реализации этой продукции?

Ответ: В соответствии с положениями пп.3 п.1 ст.183 Налогового кодекса Российской Федерации одним из условий освобождения от уплаты акциза операций по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции является одновременное наличие как технических, так и нормативных документов на ее изготовление.

Пунктом 1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что со дня вступления в силу указанного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Таким образом, из данной нормы указанного Закона следует, что до принятия новых технических регламентов требования нормативных документов в области стандартизации, принятых до 1 июля 2003 г., подлежат обязательному исполнению только в вышеперечисленных целях, а не в целях получения каких-либо налоговых льгот.

Кроме того, следует иметь в виду, что производство каждого конкретного вида спиртосодержащей денатурированной продукции осуществляется по техническим условиям, разработанным организациями - производителями этой продукции и согласованным с уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим экспертизу соответствия этой продукции действующим нормативным документам в области стандартизации.

При этом если Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" в отношении государственных и межгосударственных стандартов, принятых Госстандартом России до 1 июля 2003 г., установлено, что с указанной даты их следует признавать национальными стандартами, то в отношении указанных технических условий аналогичного законодательного акта, признающего их нормативными документами в области стандартизации (например, стандартами организаций), не принято.

Следовательно, технические условия, в соответствии с которыми осуществляется производство денатурированной спиртосодержащей продукции, не имеют статуса нормативных документов в области стандартизации, а рассматриваются лишь как согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти технические документы.

Таким образом, изготовление спиртосодержащей денатурированной продукции в соответствии с этими документами (без одновременного наличия на эту продукцию утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативных документов) не может являться основанием, достаточным для освобождения операций по реализации этой продукции от уплаты акцизов.

И. А.Давыдова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

15.10.2004