Участие понятых в процессе проведения некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних
С.В. ДУБИНИНА
Дубинина Снежана Владимировна, адъюнкт кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД РФ.
В статье автор рассматривает вопросы участия понятых в процессе проведения некоторых следственных действий, высказывает мнение, что участие понятых необязательно, если следственные действия проводятся с участием несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.
Ключевые слова: понятой, следственные действия, несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, уголовное судопроизводство.
Participation of attesting witnesses in certain investigative activities involving juveniles
S.V. Dubinina
In the scientific article the author considers the questions of participation attesting witnesses in some investigative actions expressing the opinion that participation is unessential if investigative actions are spent with the participation of minor suspect and accused.
Key words: attesting witnesses, investigative actions, minor suspect and accused, proceedings on the criminal case.
В ходе встречи с полицейскими в Твери, которая состоялась 22 октября 2011 г., Президент Российской Федерации выступил с предложением о том, что можно упразднить институт понятых при проведении некоторых следственных действий и заменить их техническими средствами фиксации: "Институт понятых сложился, когда не было других способов фиксации доказательств. Это рудимент прошлого, с учетом прошлого, с учетом мирового опыта нам действительно нужно его скорректировать" <1>. Также он высказал мнение о необходимости определения категорий уголовных дел, где присутствие понятых не требуется, а где их присутствие нужно сохранить.
<1> Российская газета. 2011. 25 октября.
Выступление Президента вызвало бурю эмоций в юридической среде, что неудивительно. Этот институт - один из самых древних в российском законодательстве. Так, в Соборном уложении 1649 г. впервые говорится о понятых как об участниках уголовного судопроизводства: "сторонние люди будут в понятых", "понятых, сторонних людей, добрых, кому можно верити" <2>. Целью введения указанного института было противодействие злоупотреблениям должностных лиц.
<2> Библиотека Гумер - история. Электронный ресурс. http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ History/ Article/ ust_ugprav.php
В Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. впервые дается перечень лиц, которые могут быть приглашены в качестве понятых: "Понятыми к осмотру или освидетельствованию приглашаются из ближайших жителей: в городах - хозяева домов, лавок, промышленных и торговых заведений, а также их управляющие и поверенные; в местечках и селениях кроме вышеупомянутых лиц - землевладельцы, волостные и сельские должностные лица и церковные старосты. В случаях, не терпящих отлагательства, судебный следователь может пригласить и другие лица, пользующиеся общественным доверием" <3>.
<3> Библиотека Гумер - история. Электронный ресурс. http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ History/ Article/ ust_ugprav.php
Таким образом, законодатель определил круг лиц, которые могли выступать в качестве понятых, заслуживающих доверие граждан.
В 50 - 60-е гг. XX века в связи с недоверием к органам предварительного расследования, вызванным репрессиями 30 - 40-х гг., понятые присутствовали при допросе обвиняемого. Эти "меры" способны были убедить общество и суд в правомерности и законности действий следователя.
Действующий УПК РФ 2001 г. в ст. 60 дает следующее определение понятому: понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия, и указывает на лиц, которые не могут участвовать в качестве понятых: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
Таким образом, институт понятых в российском уголовно-процессуальном законодательстве складывался в основном с целью контроля со стороны общественности за действиями должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование.
В настоящее время дискуссии по вопросам участия понятых в уголовном судопроизводстве продолжаются. Мнения ученых-юристов разделились. Одни выступают за сохранение института понятых, считая его одним из самых стабильных и консервативных <4>. Другие же предлагают сократить количество следственных действий, в которых участие понятых обязательно <5>.
<4> См.: Быков В. Институт понятых в уголовном процессе России // Уголовное право. 2002. N 3. С. 72 - 74; Чупахин Р. Институт понятого в уголовном процессе нуждается в совершенствовании // Следователь. 2003. N 4. С. 12 - 13.; Хитрова О.В. Развитие института понятых в УПК РФ // Адвокатская практика. 2005. N 3. С. 13 - 15.
<5> Михайлов А. Институт понятых - архаизм российского судопроизводства // Законность. 2003. N 4. С. 29 - 31; Белоусов А.В. О необходимости изменений в институте понятых // Прокурорская и следственная практика. 2003. N 3. С. 104 - 106; Кожевников И.Н. Упорядочить полномочия следователя // Российская юстиция. 1997. N 12. С. 22 - 24.
"Защитники" института понятых считают необходимым жестко выполнять возложенные на понятых функции - противодействие злоупотреблениям должностных лиц. И критикуют существующие случаи, когда следственные действия могут проводиться без участия понятых (ч. 3 ст. 170 УПК). Так, В. Быков, анализируя положение УПК о возможности проведения следственного действия без участия понятых в труднодоступной местности, задался вопросом: "Ведь если следователь и другие участники следственного действия смогли прибыть в эту "труднодоступную местность", то почему с ними не могли прибыть и понятые?" <6>. Без его внимания не осталось и положение о возможности проведения следственного действия без участия понятых, если это связано с опасностью для жизни: "Получается несколько странно: то, что опасно для жизни и здоровья понятых, вроде как не представляет опасности для следователя и других участников следственного действия?!" <7>.
<6> Быков В. Указ. соч. С. 72 - 74.
<7> Там же.
Выступая за сохранение института понятых, В. Быков пишет, что необязательный характер участия понятых в следственных действиях может породить негативные последствия: "...доверие суда к собранным доказательствам без участия понятых будет существенно подорвано, многие доказательства будут признаваться недопустимыми".
О. Хитрова, исследуя институт понятых, пришла к выводу о том, что "...хотя в новом УПК институт понятых не только сохранен, но и получил свое развитие, он требует дальнейшего совершенствования" <8>. Из ч. 3 ст. 170 УПК следует, что законодатель допускает возможность проведения следственных действий как без участия понятых, так и без использования технических средств фиксации. И здесь нельзя не согласиться с настороженностью О. Хитровой, которая, анализируя это положение, указывает на то, что и участие понятых, и использование технических средств фиксации направлены на получение достоверного доказательства <9>.
<8> Хитрова О.В. Указ. соч.
<9> См.: Там же.
Что касается "противников" института понятых, то, к примеру, А. Михайлов назвал институт понятых "архаизмом российского уголовного законодательства" <10>. Сославшись на предусмотренные законодателем случаи, когда понятые могут не участвовать при проведении следственного действия, он усомнился в значении института понятых как средства обеспечения полной достоверности получаемых доказательств в уголовном деле. Исследуя институт понятых, А. Михайлов сделал следующий вывод: "В ряде случаев удостоверительную функцию понятых с успехом могут выполнить вполне независимые от правоохранительных органов лица, например защитник обвиняемого, врач (судебно-медицинский эксперт) при осмотре трупа, статисты при опознании и т.д." <11>.
<10> Михайлов А. Указ. соч.
<11> Там же.
Мы придерживаемся позиции А. Михайлова применительно к специфике проведения некоторых следственных действий с участием несовершеннолетних. Как следует из анализа ст. 60 УПК, на понятых возложены следующие функции: удостоверение факта производства следственного действия; удостоверение содержания, хода и результатов следственного действия.
Рассмотрим необходимость участия понятых с целью выполнения указанных функций при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).
Для начала стоит обратить внимание на "постоянных" участников этих следственных действий. Это защитник, законный представитель (чаще всего один из родителей либо представители органа опеки и попечительства). Указанные участники защищают права несовершеннолетнего. Следовательно, они не допустят нарушения закона со стороны лица, производящего расследование. И если мы обратим внимание на функции понятых, то они в полном объеме могут выполняться этими участниками.
Кроме того, учитывая психологические особенности несовершеннолетних, предположим, что участие понятых может негативно отразиться на процессе производства того или иного следственного действия. Для подростков характерна "повышенная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроения и форм поведения" <12>. Так, при первоначальном допросе несовершеннолетнего присутствует защитник, законный представитель, педагог. В процессе дальнейшего расследования лица, присутствующие при проведении первоначальных следственных действий, уже знакомы несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), он "освоился в их компании", и их присутствие в ходе последующих следственных действий исключит эмоциональную неустойчивость.
<12> Костина Л.Н. Учет психологических особенностей несовершеннолетних в процессе расследования групповых преступлений // Российский следователь. 2007. N 18. С. 31 - 33.
При необходимости проведения проверки показаний на месте либо следственного эксперимента привлекаются понятые. А это незнакомые люди. Участие посторонних лиц может по-разному повлиять на несовершеннолетнего. С одной стороны, он может замкнуться в себе, и чувство стеснения, скорее всего, воспрепятствует детальному изложению обстоятельств совершения преступления. С другой стороны, несовершеннолетний может "приукрасить" свои деяния, увидев незнакомых лиц, начнет проявлять браваду, бахвальство, что также негативно отразится на процедуре производства следственного действия. При проведении указанных следственных действий с участием несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) присутствуют защитник, законный представитель, педагог и др., которые, по сути, выполняют функции понятых, т.е. удостоверяют факт производства следственного действия, а также его содержание, ход и результаты. Кроме того, и следственный эксперимент, и проверка показаний на месте, как правило, производятся с применением технических средств фиксации. Из этого следует, что присутствие понятых при проведении указанных следственных действий с участием несовершеннолетних не обязательно, а скорее всего, и нежелательно.
Таким образом, предложение об упразднении института понятых при проведении некоторых следственных действий на сегодняшний день весьма актуально. Кроме того, замена участия понятых технической фиксацией не только упростит процесс проведения следственных действий, но и предоставит возможность участникам судебного заседания исследовать доказательства "воочию". "Полученная в результате использования современных технических средств фиксации информация значительно информативнее как средство удостоверения какого-либо факта, чем свидетельства понятых (лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать)" <13>.
<13> Михайлов А. Указ. соч.
Пристатейный библиографический список
1. Белоусов А.В. О необходимости изменений в институте понятых // Прокурорская и следственная практика. 2003. N 3.
2. Библиотека Гумер - история. Электронный ресурс. http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ History/ Article/ ust_ugprav.php.
3. Быков В. Институт понятых в уголовном процессе России // Уголовное право. 2002. N 3.
4. Кожевников И.Н. Упорядочить полномочия следователя // Российская юстиция. 1997. N 12.
5. Михайлов А. Институт понятых - архаизм российского уголовного судопроизводства // Законность. 2003. N 4.
6. Костина Л.Н. Учет психологических особенностей несовершеннолетних в процессе расследования групповых преступлений // Российский следователь. 2007. N 18.
7. Чупахин Р. Институт понятого в уголовном процессе нуждается в совершенствовании // Следователь. 2003. N 4.
8. Хитрова О.В. Развитие института понятых в УПК РФ // Адвокатская практика. 2005. N 3.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Рид Групп, 2011.