Как не допустить вывода ликвидного имущества, не прибегая к юридическим способам защиты?
(Редакционный материал)
("Акционерный вестник", 2013, N 1)
Текст документа
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ВЫВОДА ЛИКВИДНОГО ИМУЩЕСТВА,
НЕ ПРИБЕГАЯ К ЮРИДИЧЕСКИМ СПОСОБАМ ЗАЩИТЫ?
Методы, используемые в технологии: изучение пассивных и активных способов обеспечения безопасности активов; организация контроля денежных средств на счете предприятия; введение обязательной процедуры взаимодействия с ключевыми участниками корпоративных отношений; мониторинг деятельности интересов ключевых УКО; введение в качестве ориентиров: обоснованности и устойчивости функционирования корпоративной системы при принятии решений. Участники процесса: собственник компании, члены совета директоров, корпоративный секретарь, финансовый директор, юрист.
Что бывает, если в компании не отлажен процесс управления.
Руководитель АО с целью личного обогащения вывел из общества ликвидное имущество - произвел ряд сделок купли-продажи, а также сделки в форме мены (складские помещения вместе с оборудованием он обменял на акции никому не известной компании). С участием директора были созданы несколько "серых" организаций, куда выводилось имущество: ими оно либо сразу продавалось, либо шло дальше. Благодаря чему имущество "осело" в новой подконтрольной директору компании, защищенной как добросовестный приобретатель ст. 302 ГК РФ. Можно ли предотвратить возникновение данной ситуации?
Правило N 1. Виноватым при злоупотреблениях руководителей в компании всегда признается ее собственник.
В практике работы правоохранительных органов есть железное правило - владелец имущества должен принимать все меры по его защите. Кошелек, равно как и другие ценности, следует хранить в недоступном для злоумышленников месте. В противном случае за сохранность сбережений никто ответственность не понесет. Так же как не даст гарантий, что украденное будет возвращено своему владельцу. Ведь правоохранительные органы могут и не найти преступника. Удивительно, почему же порой акционеры проявляют беспечность в охране своего имущества, просто полагаясь на то, что генеральный директор должен быть честным. А может - думая о том, что его легко наказать. Но виноватым, как ни странно, во всей этой истории будет сам владелец имущества.
Правило N 2. В построении системы безопасности активов используют как активные, так и пассивные методы.
Обратите внимание, что существуют пассивные и активные методы обеспечения безопасности активов. Пассивные направлены как раз на быстрое выявление и наказание виновного: их останавливающий эффект действует за счет страха наказания. А вот активный контроль заключается в управлении интересами, превентивном воздействии, препятствующем совершению нежелательного действия. Подробнее об этом далее.
Все это, конечно, требует дополнительных затрат. Но покупаем же мы дорогие замки на двери, противоугонную систему в автомобиль.
Внимание! При корпоративном конфликте, в результате которого директор становится неуправляемым и может причинить вред, следует незамедлительно поставить об этом в известность все банки, где открыты счета общества. Подавайте заявления в банк под соответствующую расписку. Это в дальнейшем позволит обществу взыскать с кредитного учреждения убытки, если оно, несмотря на поданные заявления, продолжит исполнять платежные поручения. Поставьте в известность о происходящем конфликте особо значимых контрагентов общества.
Правило N 3. Чтобы сберечь денежные средства на счете, необходимо организовать их контроль.
Обеспечьте безопасность активов, сконцентрировав их в компании, чья основная функция - именно владение ими. Такая компания сама не ведет какой-либо активной деятельности. Материальные и иные ресурсы, необходимые для деятельности вашей организации, передаются ей, к примеру, по договору аренды. В этом случае генеральному директору доступны для распоряжения только денежные средства, поступающие на счет. Организовать контроль денежных средств на счете предприятия несложно: бюджетирование, две подписи на платежных документах, финансовая политика, препятствующая накоплению на счете значительных средств.
Правило N 4. Безопасность активов довольно часто зависит от взаимодействия с ключевыми участниками корпоративных отношений.
Обратите внимание, что взаимодействие с ключевыми участниками корпоративных отношений - обязательная процедура любой компании, которой не стоит пренебрегать. Она не описана в законе и нормативных документах регулятора, поэтому зачастую остается в стороне. За ее неисполнение никто ведь не наказывает. Но, если проигнорировать подобную процедуру, компания потеряет устойчивость на рынке. И вместо того чтобы списать негативные последствия на "турбулентность внешней среды", форс-мажор, человеческий фактор и т. п., лучше всего подробно рассмотреть этот вопрос.
Здесь и далее по тексту для облегчения понимания вопроса используется общепринятая аббревиатура участников корпоративных отношений - УКО.
Разберемся с терминами.
Устойчивость - характеристика компании (корпоративной системы). Такая компания способна получать нужную прибыль, производить определенное количество изделий и т. п. и при изменении условий деятельности.
Продолжите исследование темы. Вернитесь на несколько страниц и проштудируйте вопрос создания системы КУ с нуля (рубрика "Исследования").
Правило N 5. Для построения надежной управленческой системы следует рассмотреть важные детали.
Мониторинг деятельности интересов ключевых участников корпоративных отношений (УКО).
Создав систему мониторинга, вы гарантированно будете выявлять критические изменения в подконтрольной компании. Для обеспечения функции "мониторинг" должен быть необходимый и достаточный набор ресурсов - люди, обладающие требуемыми знаниями, маттвенно, нормально поставленная работа обеспечит своевременное выявление их интересов, ожиданий от компании, надлежащее информирование и учет интересов держателей акций при принятии решений.
Введение таких ориентиров, как обоснованность и устойчивость функционирования корпоративной системы при принятии решений.
Это приведет к тому, что сформированные решения будут необходимыми и обоснованными и не снизят устойчивости бизнеса компании. Определив критерии соответствия решений принципам обоснованности и устойчивости, можно будет отслеживать попытки принятия противоположных решений.
Надлежащая работа ревизионной комиссии компании.
Традиционно ревизионная комиссия работает с финансовой отчетностью и оценивает ее достоверность, опираясь на заключение аудитора. Во многих случаях это превращается в формальную процедуру.
При такой постановке работы ревкомиссии нарушения будут обнаружены лишь тогда, когда они уже произошли и сделать уже ничего нельзя. После выявления нарушения приходится довольствоваться наказанием виновных, смириться с потерями и в лучшем случае сделать выводы на будущее.
Ревизионная комиссия может и должна играть более активную роль: предупреждать проблемы в деятельности, выявлять риски. Ее функция - выявлять отклонение от алгоритмов функционирования органов, принимающих решения. В том числе отклонения у совета директоров компании, таких, как принятие решений без должного обоснования, нарушение процедур функционирования и др. Именно здесь возникают риски, отсюда и изменение результатов. Выявление же рисков дает возможность реально ими управлять, не допускать проблемы.
Продолжите исследование темы. Образец Положения о ревизионной комиссии в рубрике "Правильный документ" (стр. 62).
Правило N 6. Создаем систему управления, при которой компания не будет сильно зависеть от людей.
Чем ниже зависимость компании от людей, тем выше ее устойчивость. Выявив расхождение интересов человека с направлением развития компании, вы можете быстро его заменить.
Снизить зависимость можно, применяя следующие направления:
- использовать коллегиальные органы в системе управления компанией;
- четко регламентировать процессы в организации;
- организовать процесс планирования (но не фиксацию плановых показателей). Необходимо детально спланировать деятельность, а не просто подготовить и представить на утверждение план. Здесь важен не столько результат, сколько процесс. И пусть те, кто считают, что результат важнее процесса, оставят свое мнение при себе. Практика постановки управленческой деятельности, систем управления удаленными объектами утверждает обратное;
- создать обучающее подразделение (своеобразный цех по производству квалифицированных специалистов). Как вариант - взаимодействие с учебной организацией. Здесь обратите внимание, что вам нужен не диплом, а квалифицированный руководитель, и обучение должно осуществляться "до готовности". Организация такой работы, формирование ориентированных на особенности компании технологий обучения позволят существенно снизить затраты времени и сил на поиск специалистов, а также зависимость от квалифицированных руководителей.
Все вышеперечисленные меры последовательно "разворачиваются" в действия конкретных людей посредством проработки алгоритмов, фиксации значимых процедур деятельности, обучения специалистов и т. п.
В результате можно добиться полной отмены наказаний, а если и возникнет такая необходимость, то меры будут приняты тогда, когда еще есть возможность что-то исправить и по крайней мере вернуть активы.
------------------------------------------------------------------
Название документа