Заместитель руководителя контрактной службы органа государственной власти субъекта РФ состоит в браке с генеральным директором ООО, подавшим заявку на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта между органом государственной власти субъекта РФ и специализированной организацией, осуществляющей отдельные функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). Вправе ли конкурсная комиссия отклонить заявку в связи с наличием конфликта интересов?
Ответ: Конкурсная комиссия в рассматриваемом случае не вправе отклонить заявку в связи с наличием конфликта интересов, так как рассматриваемый случай не подпадает под определение конфликта интересов, данное в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании ч. 2 указанной статьи выбор специализированной организации осуществляется заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Частью 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрен перечень требований, которые заказчик обязан устанавливать к участникам закупки.
Согласно ч. 9 указанной статьи отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 и 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Из п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что одним из таких требований является отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым в том числе понимаются случаи, при которых руководитель контрактной службы заказчика состоит в браке с единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки.
Так как должность заместителя руководителя контрактной службы указанной нормой не предусмотрена, рассматриваемый случай конфликтом интересов в понятии, придаваемом Законом N 44-ФЗ, не признается.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия в рассматриваемом случае не вправе отклонить заявку в связи с наличием конфликта интересов, так как рассматриваемый случай не подпадает под определение конфликта интересов, данное в Законе N 44-ФЗ.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
03.06.2014