Об отсутствии оснований для аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости временных сведений о земельных (лесных) участках, поставленных на государственный кадастровый учет до 08.12.2011, по истечении двух лет с момента постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет и отсутствии зарегистрированного права в ЕГРП, а также о присвоении данным участкам статуса "Учтенные"; о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных (лесных) участках, аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости по истечении двух лет со дня их постановки на государственный кадастровый учет

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 сентября 2013 г. N 19162-ПК/Д23и

В связи с обращениями относительно восстановления аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о лесных участках, поставленных на государственный кадастровый учет до 8 декабря 2011 г., и с учетом совещаний, состоявшихся в Минэкономразвития России, а также в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России полагает возможным отметить следующее.

1. По вопросу изменения временного характера сведений о земельных (лесных) участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости до 8 декабря 2011 г.

В соответствии с ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на государственный кадастровый учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 93 Лесного кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).

Согласно п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Вместе с тем, учитывая отнесение согласно Лесному кодексу лесных участков в составе земель лесного фонда к федеральной собственности, по мнению Минэкономразвития России, поставленные на государственный кадастровый учет до 8 декабря 2011 г. земельные участки, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости имеются сведения об отнесении их к категории земель - "земли лесного фонда", и имеющие статус сведений - "временные", не могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по истечении двух лет с момента постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет и отсутствия зарегистрированного права в ЕГРП. Таким земельным участкам органом кадастрового учета на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса может быть присвоен статус "учтенные".

2. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных (лесных) участках, аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости по истечении двух лет со дня их постановки на государственный кадастровый учет.

Законом о кадастре не предусмотрено восстановление аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений об объектах недвижимости.

Вместе с тем согласно ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации.

Частью 1 ст. 45 и ч. 6 ст. 47 Закона о кадастре установлено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 7 ст. 45 Закона о кадастре предусмотрено, что, если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в орган кадастрового учета по его запросам.

В то же время ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В связи с этим обращаем внимание, что идентифицировать в государственном кадастре недвижимости лесные участки, в отношении которых имеются зарегистрированные в ЕГРП права и которые являются, соответственно, ранее учтенными земельными участками (ч. 6 ст. 47 Закона о кадастре), а также сопоставить такие лесные участки с земельными участками, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости носят временный характер, не представляется возможным, что, по мнению Минэкономразвития России, может впоследствии привести к двойной регистрации права собственности Российской Федерации на поставленные на государственный кадастровый учет лесные участки.

С учетом изложенного, а также в рамках исполнения пп. "г" п. 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.04.2013 (от 07.05.2013 N Пр-1037) Минэкономразвития России полагает целесообразным провести комплекс работ по сопоставлению сведений о лесных участках, права на которые зарегистрированы в ЕГРП и сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве ранее учтенных земельных участков, со сведениями, содержащимися в материалах лесоустройства, а также при необходимости осуществить мероприятия по обеспечению государственного кадастрового учета в связи с изменением площади земельных участков и (или) изменением описания местоположения их границ в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 16, ч. 1, 3 ст. 20, ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре.

П. Э.КОРОЛЕВ

09.09.2013