Выездной налоговой проверкой установлено, что работнику организации, уволенному по сокращению штата, было выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, и в течение двух месяцев за ним сохранялся средний месячный заработок с зачетом выходного пособия

Удерживается ли налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с указанных выплат (при этом выплаты относятся к прошлому налоговому периоду)? Какая мера ответственности предусмотрена законодательством за неправомерное удержание НДФЛ с сумм выходного пособия и сохраненного среднего заработка?

Ответ: Согласно п.3 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, суммы, выплачиваемые при сокращении штата работников организации уволенному работнику, в пределах норм, установленных ст.178 Трудового кодекса, рассматриваются как компенсационные выплаты, не подлежащие налогообложению на основании п.3 ст.217 Налогового кодекса.

Следовательно, включение в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц выходных пособий приведет к переплате данного налога.

Согласно п.1 ст.231 Налогового кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Взаимоотношения налогового агента и налогового органа регламентированы п.11 ст.78 Налогового кодекса, которым определен порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней.

В результате неправомерного удержания налога на доходы физических лиц с сумм выходного пособия и сохраненного среднего заработка эти суммы были не полностью выплачены, и следовательно, задолженность работодателя перед бывшими работниками погашается с нарушением сроков, установленных ст.140 Трудового кодекса:

"При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму".

Материальная ответственность работодателя за задержку различных выплат предусмотрена ст.236 Трудового кодекса. Согласно данной статье при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором.

Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Е. Н.Исакина

Советник налоговой службы РФ

II ранга

10.06.2004