Могут ли торговые организации при учете операций по продаже товаров покупателям со скидкой (организация использует метод маркетинговой политики) отражать в бухгалтерском учете уменьшение задолженности покупателя на сумму предоставленной скидки со стоимости товаров (Дт 90 "Продажи" - Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками")?

Ответ: Согласно положениям п. п.5 и 6.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от продаж продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, являются доходами от обычных видов деятельности и определяются с учетом всех скидок (накидок). В связи с этим в бухгалтерском учете сумму скидки отдельной проводкой не отражают, а отражают фактически полученную выручку по сделке со скидкой.

Согласно п.1 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Такая цена признается рыночной, если не доказано обратное. Согласно пп.4 п.2 названной статьи при отклонении уровня цен более чем на 20% (в частности, если скидка к цене реализации установлена в размере 50%) налоговые органы вправе проверить правильность применения налогоплательщиками цен по сделкам.

Согласно положениям названной выше статьи при установлении фактов несоответствия цены сделки уровню рыночных цен для целей исчисления налогов может быть признана рыночная цена.

Виды скидок, учитываемые при определении рыночных цен, перечислены в п.3 ст.40 Налогового кодекса.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В рассматриваемом случае первичными документами, обосновывающими причину предоставления скидки, могут являться приказ руководителя, в котором указываются причина снижения цен (сезонная распродажа, маркетинговая политика, реализация опытных моделей с целью ознакомления покупателей) и период действия скидки; договор с покупателем; публичная информация о ценах на реализуемые товары (прайс-лист) с отражением суммы скидки и оснований для ее предоставления.

Е. Н.Исакина

Советник налоговой службы РФ

II ранга

10.06.2004