Организация (ООО) заключила в июле 2002 г. трехсторонний договор аренды имущества, находящегося в федеральной собственности. Балансодержателем объекта федеральной собственности является федеральное государственное предприятие (ФГУП), за которым данный объект закреплен на правах хозяйственного ведения. Договор аренды заключен между ООО (арендатор), ФГУП (арендодатель) и городским территориальным агентством Минимущества России

На основании данного договора аренды арендодатель передает арендатору с согласия агентства во временное пользование нежилое помещение.

В соответствии с п.3 ст.161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговым агентом признается арендатор указанного имущества. При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О поясняется, что порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный п.3 ст.161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, то есть составляющего государственную казну (абз.2 п.4 ст.214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских отношениях.

В связи с изложенным просим разъяснить, верно ли мы понимаем, что организация, арендующая федеральное имущество у ФГУП, не должна выполнять функции налогового агента вне зависимости от того, участвовал ли орган государственной власти в подписании договора как третья сторона.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 июня 2004 г. N 03-03-11/92

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом на основании ст.143 и п.1 ст.153 Кодекса налогоплательщиками данного налога являются организации, осуществляющие операции по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Пунктом 3 ст.161 Кодекса предусмотрен особый порядок уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному порядку при осуществлении таких операций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются не арендодатели, а налоговые агенты - арендаторы такого имущества.

Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, по нашему мнению, являются эти предприятия, а не арендаторы имущества.

Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, о котором упоминается в письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М. А.МОТОРИН

10.06.2004