Правомерно ли привлечение муниципальным казенным учреждением (заказчиком) специализированной организации для проведения анализа рынка в целях определения начальной (максимальной) цены контракта при проведении открытого конкурса?

Ответ: Анализ рынка является одним из методов, с помощью которого заказчик определяет начальную (максимальную) цену контракта. Следовательно, в связи с тем что такое определение цены является исключительной прерогативой заказчика, привлечение специализированной организации для проведения анализа рынка как один из методов определения начальной (максимальной) цены контракта является неправомерным. Однако отмечаем, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не установлен запрет на оказание консультационных услуг специализированной организацией при самостоятельном проведении заказчиком анализа рынка. По нашему мнению, оказание подобных услуг являлось бы наиболее логичным в рамках выполнения одной из функций, предусмотренных ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ (например, в рамках разработки конкурсной документации, так как она включает в себя обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона. При этом определение начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком в том числе посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Согласно ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

Таким образом, приходим к выводу, что анализ рынка является одним из методов, с помощью которого заказчик определяет начальную (максимальную) цену контракта. Следовательно, в связи с тем что такое определение цены является исключительной прерогативой заказчика, привлечение специализированной организации для проведения анализа рынка как один из методов определения начальной (максимальной) цены контракта является неправомерным.

Однако отмечаем, что Законом N 44-ФЗ не установлен запрет на оказание консультационных услуг специализированной организацией при самостоятельном проведении заказчиком анализа рынка. По нашему мнению, оказание подобных услуг являлось бы наиболее логичным в рамках выполнения одной из функций, предусмотренных ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ (например, в рамках разработки конкурсной документации, так как она включает в себя обоснование начальной (максимальной) цены контракта - п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). При этом оказание подобных консультационных услуг не подменяет собой самостоятельное применение заказчиком указанного метода определения начальной (максимальной) цены контракта и, следовательно, является правомерным.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

03.06.2014