В каких случаях в целях налогообложения прибыли признаются как расходы на рекламу затраты организации оптово-розничной торговли на приобретение (в том числе покупная стоимость имущества) и распространение буклетов-мэйлингов с фотографиями предлагаемых товаров, их ценами, описанием систем скидок и подарков, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, распространяемых двумя способами: путем адресной почтовой рассылки по базе данных постоянных клиентов и путем размещения в печатных изданиях посредством вложения между их страницами?
Учитываются ли при этом для целей исчисления налога на прибыль расходы из числа вышеперечисленных, не признанные в качестве рекламных?
Ответ: Согласно п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).
Как следует из смысла ст.252 Кодекса, для того чтобы расходы могли быть учтены для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть выполнены, как минимум, три условия, в том числе расходы должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп.28 п.1 ст.264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках, ярмарках, с учетом положений п.4 данной статьи.
Абзацами 2 - 4 п.4 ст.264 Кодекса предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях гл.25 Кодекса относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом предусмотренный абз.2 - 4 п.4 ст.264 Кодекса перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения в размере фактических (ненормируемых) расходов, закрыт и расширению не подлежит.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз.2 - 4 п.4 ст.264 Кодекса (относящиеся на основании ст.11 Кодекса к таковым в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ (далее - Закон N 108-ФЗ) и отвечающие требованиям ст.252 Кодекса), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются нормируемыми и учитываются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 Кодекса.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом (п.1 ст.11 Кодекса).
Статьей 2 Закона 108-ФЗ определено понятие реклама: "реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".
В соответствии с п.2 ст.15 Закона N 108-ФЗ распространение рекламной информации на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом.
Учитывая, что ст.2 Закона N 108-ФЗ установлено, что рекламная информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, затраты организации розничной торговли на приобретение и почтовую рассылку буклетов-мэйлингов с фотографиями предлагаемых товаров, ценами, описанием систем скидок и подарков, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, находящихся в адресных письмах, направляемых конкретным физическим лицам из заранее определенного круга постоянных покупателей (клиентов), не могут быть классифицированы как расходы на рекламу.
В случае, когда указанная торговая организация несет расходы, связанные с приобретением (в том числе покупная стоимость имущества) и адресной почтовой рассылкой буклетов-мэйлингов, содержащих информацию об образцах, номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, заранее определенным потенциальным покупателям (физическим лицам), и при этом к буклетам-мэйлингам прилагаются типовые бланки заказа с информацией об условиях продажи товара, то данные расходы можно классифицировать как индивидуальную оферту по ст.435 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях налогообложения прибыли вышеуказанные расходы учитываются как прочие расходы по производству и реализации, как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов, в периоде фактического заключения в результате направления информационных материалов договоров розничной купли-продажи товаров по образцам.
По ст.493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст.428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
В случае, когда указанная оптово-розничная организация несет расходы, связанные с приобретением (в том числе покупная стоимость имущества) и распространением аналогичных вышеописанным буклетов-мэйлингов посредством вложения между страницами печатных изданий, данные расходы подлежат отнесению к нормируемым расходам на рекламу в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 Кодекса.
Согласно Инструкции по заполнению Декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585) указанные расходы отражаются при заполнении налоговой декларации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Г. Ч.Парфенова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
28.05.2004