В соответствии с п.9 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. п.1 - 2 ст.13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Облагаются ли ЕСН суммы оплаты дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 2004 г. N 04-04-04/60

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения единым социальным налогом сумм оплаты дополнительного отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и сообщает следующее.

В соответствии с п.9 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. п.1 - 2 ст.13 данного Закона, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением этого отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, и Письмом Минфина России от 28.09.2001 N 3-12-5/90, за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать указанный отпуск, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Вышеуказанный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации.

Таким образом, по мнению Минфина России, согласованному с Комитетом по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения единым социальным налогом, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М. А.МОТОРИН

26.05.2004