ООО (сельскохозяйственный товаропроизводитель) просит разъяснить, возможно ли внести изменения в пп.5 п.2 ст.358 НК РФ и исключить из объекта налогообложения по транспортному налогу автотранспортные средства, используемые для осуществления сельскохозяйственных работ, а также внести изменения в п.2 ст.361 НК РФ и ограничить уменьшение (увеличение) налоговых ставок субъектами РФ не более чем в два раза, так как увеличение ставок происходит постоянно, а уменьшение не проводилось ни разу, что негативно отражается на финансовом состоянии сельхозпроизводителей
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 мая 2004 г. N 04-05-11/74
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом суммы транспортного налога в федеральный бюджет не поступают, что и обуславливает установление на федеральном уровне крайне ограниченного перечня исключений из объекта налогообложения данным налогом.
Так, в частности, ст.358 Кодекса предусмотрено, что не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем автотранспортные средства, не относящиеся к специальным, могут использоваться в различных целях, в том числе не связанных с сельскохозяйственными работами.
В этой связи обращаем внимание на то, что согласно ст.356 Кодекса при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
На основании этого вопрос об установлении налоговых льгот отдельным категориям транспортных средств федеральным законодательством полностью отнесен к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.
Что касается вопроса об ограничении полномочий субъектов Российской Федерации по установлению предельных размеров ставок транспортного налога на более низком уровне, то в настоящее время этот вопрос рассматривается.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М. А.МОТОРИН
25.05.2004