В ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2014 г., в которой заявлена к возмещению сумма налога, для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов организацией налоговый орган провел осмотр помещения по юридическому адресу организации без участия лица, в отношении которого проводилась камеральная проверка

Руководителя организации не известили о проведении осмотра. Осмотр оформлен протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@. Указанный протокол положен в основу доказательственной базы неправомерного заявления НДС к возмещению, так как налогоплательщик не располагает складскими помещениями и не мог осуществлять приобретение и дальнейшую реализацию материальных ценностей.

Правомерны ли действия налогового органа по проведению осмотра в рамках камеральной налоговой проверки?

Ответ: До 01.01.2015 проведение налоговым органом осмотра территорий, помещений налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки организации неправомерно.

Обоснование: Права налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля предусмотрены ст. 31 Налогового кодекса РФ.

Так, пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения помещения и территории независимо от места их нахождения.

В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика в период проведения в отношении этого налогоплательщика выездной налоговой проверки. При этом доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Из норм п. 2 ст. 92 НК РФ следует, что вне рамок выездной налоговой проверки возможен только осмотр документов и предметов при условии, что они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Проведение осмотра территорий и помещений вне рамок выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрено. На это указала ФНС России в своем Письме от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 "О налоговых проверках". Ранее на это указывал и Минфин России (Письмо от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

По данному вопросу сложилась неоднозначная судебная практика. Некоторые суды указывают, что у налогового органа отсутствуют полномочия по проведению осмотра в ходе камеральной проверки, в связи с чем протоколы осмотра помещений не могут служить в качестве допустимого доказательства совершения налогового правонарушения (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2012 по делу N А05-10400/2011, ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу N А08-2014/2011).

Другие суды указывают, что проведение осмотра в ходе камеральной налоговой проверки не нарушает права налогоплательщика, налоговое законодательство РФ не запрещает проводить осмотр вне рамок выездных проверок (Постановления ФАС Центрального округа от 10.06.2013 по делу N А36-6770/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2012 по делу N А29-2000/2011).

Однако 30.07.2013 вышло Постановление Пленума ВАС РФ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором суд указал, что осмотр помещений и территорий налогоплательщика не может быть самостоятельной формой налогового контроля и не может осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Кроме того, есть решения арбитражных судов, которые указывают на то, что проведение осмотра без извещения налогоплательщика является неправомерным, так как в соответствии с п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 16.09.2010 N Ф03-6398/2010 по делу N А37-2315/2009, ФАС Поволжского округа от 19.08.2010 по делу N А65-31775/2009, ФАС Московского округа от 19.08.2009 N КА-А41/8084-09 по делу N А41-11538/08).

Также необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" внесены изменения в ст. 92 НК РФ, которыми установлено право налоговых органов проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС, если данная декларация представлена с заявленной суммой налога к возмещению (п. 10 ст. 10 Федерального закона N 134-ФЗ).

Данные изменения вступят в силу с 01.01.2015.

Следовательно, до 01.01.2015 проведение осмотра юридического адреса в рамках камеральной налоговой проверки организации неправомерно.

И. В.Разумова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

03.07.2014