Являются ли представительские расходы, осуществляемые некоммерческими организациями сверх норм, предусмотренных п.2 ст.264 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2 ст.2 указанного Закона).

При этом на основании п.2 ст.24 названного Закона некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Согласно п.42 ст.270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п.2 ст.264 НК РФ.

Абзацем 3 п.2 ст.264 НК РФ установлено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Согласно п.2 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Кроме того, Письмом МНС России от 29.01.2002 N 02-2-10/6-8951 "О налоге на прибыль" дано разъяснение, что норма, установленная п.2 ст.264 НК РФ, не применяется в отношении представительских расходов, осуществляемых некоммерческими организациями за счет целевых поступлений при осуществлении уставной деятельности.

Таким образом, представительские расходы коммерческих организаций в размере, превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по прибыли, не включаются. Что касается представительских расходов, осуществляемых некоммерческими организациями, то на них указанные положения не распространяются в случае, если такие расходы осуществляются за счет целевых поступлений от других организаций и (или) физических лиц на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Учитывая изложенное, представительские расходы, осуществляемые некоммерческими организациями за счет целевых поступлений как в пределах, так и сверх предусмотренных п.2 ст.264 НК РФ размеров, объектом налогообложения по налогу на прибыль не признаются, поскольку целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности указанным налогом не облагаются на основании п.2 ст.251 НК РФ.

Е. Н.Сивошенкова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

19.05.2004