С июля 2012 г. организация использует в своей деятельности приводные поршневые насосы. В акте выездной налоговой проверки сделан вывод о занижении организацией суммы налога на прибыль по итогам 2012 г., в связи с тем что организация якобы неправомерно применяла повышенный коэффициент (2) амортизации насосов. Кроме того, в акте утверждается, что она должна была исчислить и уплатить в бюджет налог на имущество по этим объектам за 2012 г. При этом не приняты во внимание приказ директора организации (о введении этого коэффициента) и приложения к нему (содержащие расчеты и обоснование применения этого коэффициента). Соответствуют ли данные выводы положениям НК РФ?

Ответ: В отношении введенных в эксплуатацию с июля 2012 г. приводных поршневых насосов организация вправе была применить к основной норме амортизации по налогу на прибыль специальный коэффициент (но не выше 2). Кроме того, по этим объектам организация могла в 2012 г. не платить налог на имущество организаций. Выводы акта выездной налоговой проверки (в этой части) не соответствуют положениям Налогового кодекса РФ.

Обоснование: Из вопроса видно, что в ходе осуществления своей деятельности организация (плательщик налога на прибыль) использует такое оборудование, как насосы приводные поршневые. Это дает право применять повышенный коэффициент амортизации и, кроме того, не платить по результатам 2012 г. налог на имущество организаций.

Дело в том, что в соответствии с:

- пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ плательщик налога на прибыль вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (это предусмотрено, например, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";

- п. 21 ст. 381 НК РФ плательщики налога на имущество организаций имеют льготу, состоящую в том, что они освобождаются от налогообложения в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества;

- Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 308 "Об утверждении Перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности" (далее - Перечень) насосы приводные поршневые отнесены (позиция 33 Перечня, код ОКОФ - 142912112):

а) к амортизируемым основным средствам, в отношении которых плательщик налога на прибыль вправе применить специальный коэффициент (не выше 2) к основной норме амортизации. Конкретный размер коэффициента налогоплательщик определяет самостоятельно. В описанной ситуации размер коэффициента был утвержден приказом директора организации, обоснован расчетами;

б) к объектам имущества, в отношении которых налогоплательщик налога на имущество организаций может воспользоваться льготой (так как не истек трехлетний льготный период).

Таким образом, выводы акта выездной налоговой проверки (в этой части) не соответствуют указанным выше нормам законодательства о налогах и сборах. Аналогичные выводы содержатся и в Письмах Минфина России от 27.06.2012 N 03-03-06/1/325, от 24.07.2013 N 03-05-04-01/29150.

А. Н.Гуев

Директор

Юридическая фирма "ЮКАНГ"

06.09.2013