В декабре 2002 г. организация получила аванс за товары в сумме 169 477 руб., в том числе НДС 28 246 руб., который был уплачен в бюджет. С 01.01.2003 организация перешла на УСНО. Произведя перерасчет с покупателем (была возвращена сумма НДС), организация обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДС. Проведя камеральную проверку, налоговый орган принял решение о том, что сумма налогового вычета по НДС завышена на 23 537 руб. (28 246 - (28 246 х 20/120)). Налоговый орган предложил организации добровольно уплатить указанную сумму и пени. Насколько правомерно решение налогового органа?

Ответ: В соответствии с пп.1 п.1 ст.162 Налогового кодекса РФ плательщики НДС должны включать в налоговую базу по НДС любые получаемые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в том числе суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг).

Операции по реализации оплаченных ранее товаров (работ, услуг) после перехода на упрощенную систему налогообложения не облагаются налогом на добавленную стоимость. Если налогоплательщиком произведен перерасчет с покупателем (заказчиком), то суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет с авансовых платежей, полученных до перехода на упрощенную систему, могут быть возвращены из бюджета налогоплательщику. Данная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 10.09.2001 N 04-03-11/125, в котором указано, что перерасчеты с бюджетом по НДС, уплаченному в бюджет по авансовым платежам, полученным от покупателей в налоговом периоде, в котором организация являлась плательщиком этого налога, возможны после осуществления перерасчетов с покупателями. При этом покупателям следует возвратить суммы налога на добавленную стоимость по полученным авансам, уплаченные в бюджет. По итогам таких перерасчетов производится перерасчет с бюджетом в общеустановленном порядке. Возможность перерасчета с бюджетом по итогам перерасчетов с покупателями в схожих ситуациях предусмотрена в п. п.6.17.2, 39.5.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

В данном случае решение налогового органа неправомерно по следующим основаниям. Организация после перехода на УСНО произвела перерасчет с покупателями, вернув им сумму НДС с полученного аванса, а затем обратилась с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Налоговый же орган в данном случае сумму возвращенного покупателю налога рассматривал как сумму возвращенного аванса и фактически с применением расчетной ставки исчислил НДС с суммы возвращенного покупателю налога как с суммы аванса. Требование уплатить в бюджет 23 537 руб. и пени с этой суммы также противоречит налоговому законодательству, в частности ст. ст.69 и 75 НК РФ, поскольку в данном случае речь идет не о задолженности перед бюджетом, а о сумме излишне уплаченного налога, подлежащей возврату. Налоговый же орган уменьшил сумму излишне уплаченного налога, подлежащую возврату, на "рассчитанную сумму НДС" и потребовал уплатить полученную разницу в бюджет, исчислив с нее пеню. Фактически предлагалось уплатить в бюджет сумму налога, которая уже была уплачена и подлежала возврату.

По нашему мнению, в сложившейся ситуации необходимо провести совместную выверку уплаченных налогов. Налогоплательщику нужно показать налоговому органу, что допущена техническая ошибка, что покупателю возвращен НДС в сумме 28 246 руб., а не аванс.

О. Г.Хмелевской

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

12.05.2004