Организация применяет упрощенную систему налогообложения. В период официальных избирательных кампаний организация заключила с политической партией и кандидатом на должность Президента РФ договоры на создание агитационных аудиовизуальных материалов с оплатой выполняемых работ и оказываемых услуг по этим договорам из средств избирательных фондов. Исполняя свои обязанности по этим договорам, организация заключала гражданско-правовые договоры с физическими лицами для создания вышеназванных материалов и содействия в их распространении. Можно ли применить к данным выплатам пп.10 п.1 ст.238 НК РФ и не начислять на них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: Глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает упрощенную систему налогообложения.

Согласно ст.346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками единого социального налога, однако обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.236 Кодекса объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п.3 ст.236 Кодекса указанные в п.1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

При применении п.3 ст.236 Кодекса необходимо учитывать, что данная норма не распространяется на организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе и на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Согласно пп.10 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в выборный орган местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность главы муниципального образования, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.

При применении вышеуказанной нормы следует учитывать, что выплаты и вознаграждения, производимые юридическим лицом на основании заключенных с физическими лицами трудовых договоров, авторских договоров, а также договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, в том числе связанных с проведением избирательных кампаний, за счет средств, перечисленных юридическому лицу избирательными комиссиями, избирательными фондами кандидатов, избирательными фондами избирательных объединений (блоков), подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке, так как выплаты и вознаграждения в данном случае производятся не избирательными комиссиями и не из средств избирательных фондов кандидатов, избирательных фондов избирательных объединений (блоков), а за счет средств юридического лица, которые в пп.10 п.1 ст.238 Кодекса не поименованы.

Учитывая изложенное, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком единого социального налога, однако вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, авторским договорам, в том числе связанным с проведением избирательных кампаний, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке, при этом п.3 ст.236 Кодекса при исчислении базы для уплаты страховых взносов не применяется.

Н. В.Криксунова

Государственный советник

налоговой службы РФ

I ранга

14.04.2004