Имеет ли государственное унитарное предприятие право на использование льгот по земельному налогу, установленных п. п.4 и 15 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за земельные участки, на которых расположены структурные подразделения данной организации, занимающиеся детским оздоровительным отдыхом и санаторно-курортной деятельностью?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2004 г. N 22-11/23188

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В п.1 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" указано, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 ст.12 Закона N 1738-1 установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования.

Пунктом 15 ст.12 Закона N 1738-1 определено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.

В соответствии со ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Таким образом, указанные выше льготы по земельному налогу предоставляются только юридическим лицам, образованным в форме учреждения и осуществляющим указанные виды деятельности.

Организации, не являющиеся учреждениями и (или) не ведущие санаторно-курортную, оздоровительную либо детскую оздоровительную деятельность, но имеющие структурные подразделения, ведущие данную деятельность, не могут быть признаны санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями, а также детскими оздоровительными учреждениями. Такие организации уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке.

Согласно письму государственного унитарного предприятия данная организация имеет обособленные подразделения, занимающиеся детским оздоровительным отдыхом и санаторно-курортной деятельностью.

В соответствии со ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

На основании изложенного государственное унитарное предприятие не имеет права на использование указанных выше льгот по земельному налогу, установленных п. п.4 и 15 ст.12 Закона N 1738-1.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Л. Я.СОСИХИНА

06.04.2004