Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС предпринимателя без образования юридического лица. В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель в нарушение пп.1 п.2 ст.171 НК РФ принял к вычету суммы НДС, уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) при отсутствии налоговой базы по НДС за соответствующий налоговый период. Также в нарушение требований п.2 ст.169 НК РФ индивидуальным предпринимателем неправомерно предъявлен НДС к вычету по счету-фактуре, составленному и выставленному с нарушением требований п.5 ст.169 НК РФ

Инспекция также считает, что поскольку в свидетельстве о регистрации права собственности на приобретенный индивидуальным предпринимателем объект недвижимого имущества не указан его статус индивидуального предпринимателя, то сделка по купле-продаже данного объекта недвижимого имущества не может относиться к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией с нарушением срока, установленного ст.176 НК РФ, вынесено решение об отказе в возврате сумм НДС. Правомерны ли действия инспекции?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 31 марта 2004 г. N 11-11н/21759

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Предприниматели без образования юридического лица в качестве участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в указанном Законе не поименованы.

Кроме того, согласно п.1 ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

То есть при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предприниматель без образования юридического лица вступает в правоотношения, регулируемые названным выше Законом, в качестве гражданина.

Таким образом, действия инспекции, выразившиеся в отказе отнесения к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя сделки по покупке объекта недвижимости в связи с неуказанием в свидетельстве о регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимого имущества его статуса индивидуального предпринимателя, являются неправомерными.

Вместе с тем в соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса, на установленные ст.171 Кодекса налоговые вычеты.

На основании пп.1 п.2 ст.171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

В соответствии с п.1 ст.166 Кодекса сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст. ст.154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п.1 ст.173 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст.166 Кодекса.

Таким образом, возмещение (зачет) налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщиком товаров (работ, услуг), приобретаемых покупателем для осуществления производственной деятельности, производится в установленном порядке на основании счетов-фактур и при условии возникновения налоговой базы, в частности реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В связи с изложенным право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщиком (товаров, услуг), возникает у организаций не ранее того отчетного периода, когда появится налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет.

Также в соответствии со ст.169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса.

При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п.5 и 6 ст.169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Счета-фактуры, исправленные в установленном порядке поставщиком, могут служить основанием для налоговых вычетов не ранее срока внесения поставщиком соответствующих исправлений в счета-фактуры.

Из представленных материалов следует, что счет-фактура составлен и выставлен индивидуальному предпринимателю с нарушением порядка, установленного п.5 ст.169 Кодекса:

- в графе "К платежно-расчетному документу N" не указаны реквизиты платежно-расчетного документа;

- в графе "ИНН покупателя" вместо ИНН указаны паспортные данные индивидуального предпринимателя.

Следовательно, действия инспекции по отказу индивидуальному предпринимателю в праве на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета являются правомерными.

При этом нарушение инспекцией срока вынесения решения, установленного ст.176 Кодекса, не может служить достаточным основанием для признания такого решения недействительным.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Ю. А.МАВАШЕВ

31.03.2004