Влияние вступления России в ВТО на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края

(Бойко Т. С., Фролова Н. С.) ("Безопасность бизнеса", 2012, N 4) Текст документа

ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ <*>

Т. С. БОЙКО, Н. С. ФРОЛОВА

-------------------------------- <*> Boyko T. S., Frolova N. S. Consequences of Russia's WTO accession for activity of subjects of small and medium entrepreneurship in Khabarovsk krai.

Бойко Татьяна Степановна, декан факультета "Международные экономические отношения" Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП), кандидат технических наук, доцент.

Фролова Наталья Сергеевна, доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономических связей Хабаровской государственной академии экономики и права (ХГАЭП), кандидат экономических наук.

В статье приводятся возможные последствия вступления России в ВТО для бизнеса в Хабаровском крае. Авторы анализируют различные факторы для формирования выводов о значении данного события.

Ключевые слова: ВТО, малый и средний бизнес, Хабаровский край.

The article cites possible consequences of Russia's WTO accession for business in Khabarovsk Krai. The authors analyze various factors for the formation of conclusions about the value of this event.

Key words: WTO, small and medium business, Khabarovsk krai.

Последствия присоединения России к ВТО и влияние данного факта на деятельность малого и среднего предпринимательства определяются условиями присоединения, уровнем развития региона, где действует малый и средний бизнес, и видом его экономической деятельности. Членство в ВТО означает, что Россия становится полноправным участником мировой торговой системы. Комплекс соглашений ВТО определяет международно-правовые условия, на основе которых осуществляется мировая торговля товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности; построено государственное регулирование внешней торговли практически во всех государствах мира; действует межгосударственная система разрешения споров и, что исключительно важно, сложилось единое правовое пространство для развития мировой торговли. Россия, присоединившись к ВТО, получает легитимный выход в это правовое пространство и возможность международно-правовой защиты своих экономических интересов, гарантируемую нормами ВТО. Для бизнес-сообщества это означает, что российская правовая система станет более открытой, стабильной и обеспеченной не только национальными, но и международными обязательствами по ВТО <1>. -------------------------------- <1> Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика. Политика. Право: Монография. 2-е изд., дополн. / ВАВТ Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2012. С. 258.

Однако существуют и негативные моменты. Эксперты отмечают, что в отсутствие продуманной и скоординированной промышленной политики Россия рискует столкнуться с рядом негативных проявлений: - потерей доли рынка отечественными предприятиями вследствие возрастания конкуренции со стороны зарубежных производителей за счет снижения таможенных пошлин; - ростом числа безработных в краткосрочном периоде из-за увольнений на неконкурентоспособных предприятиях; - потерей значительной части доходов государства из-за отмены экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья вследствие того, что эти отрасли являются основным источником поступлений в бюджет; - ослаблением и уходом с рынка предприятий малого бизнеса, не способных конкурировать с сильнейшими иностранными корпорациями; - замещением доли российской продукции импортным продовольствием на внутреннем рынке, что может создать угрозу продовольственной независимости страны <2>. -------------------------------- <2> Захаров А. Н., Смирнов Л. Р., Лыков С. Е. Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. N 3. С. 27.

Одной из угроз, которая возникает в условиях ВТО, является угроза для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства. В рамках вопроса изучения последствий вступления России в ВТО для малого и среднего бизнеса Хабаровской государственной академией экономики и права выполнено исследование "Влияние вступления России в ВТО на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края" по государственному контракту, заключенному с Правительством Хабаровского края. В данной статье приводятся отдельные результаты данного исследования. Анализ структуры малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) Хабаровского края показал, что наибольшая доля приходится на сферу услуг - 76,5%. В таблице 1 приведены данные по обороту и структуре оборота МСП Хабаровского края.

Таблица 1. Оборот и структура оборота малых предприятий Хабаровского края в 2010 г. <3>

-------------------------------- <3> Основные показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности в январе - декабре 2010 г.: Статистический бюллетень N 38. Хабаровск: Хабаровскстат, 2011.

Оборот малых Структура Структура предприятий, оборота по оборота по Виды экономической деятельности млн. руб. видам секторам экономической экономики, деятельности, % %

Всего 80719,1 100

из них по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и 844,0 1,1 2,2 лесное хозяйство

рыболовство, рыбоводство 864,2 1,1

добыча полезных ископаемых 416,4 0,5

обрабатывающие производства 6802,5 8,4 10,3

производство и распределение 1111,0 1,4 электроэнергии, газа и воды

строительство 8898,9 11,0 11,0

оптовая и розничная торговля; 52816,6 65,4 ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

гостиницы и рестораны 2515,7 3,1

транспорт и связь 1133,8 1,4

финансовая деятельность - -

операции с недвижимым имуществом, 3685,6 4,6 76,5 аренда и предоставление услуг

образование 7,5 0,0

здравоохранение и предоставление 417,3 0,5 социальных услуг

предоставление прочих 1205,6 1,5 коммунальных, социальных и персональных услуг

Малый и средний бизнес вносит существенный вклад в развитие экономики Хабаровского края. В таблице 2 приведены показатели, характеризующие деятельность МСП в Хабаровском крае.

Таблица 2. Динамика основных показателей малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае

Год Показатели 2008 2009 2010 2011

Количество субъектов МСП, в т. ч. ед.: 45515 48027 49614 54882

средние предприятия, ед. 179 162 183 138

малые предприятия, ед. 12630 13910 14221 18750

микропредприятия, ед. 9514 11440 11459 15874

индивидуальные предприниматели, ед. 32706 53955 35210 35794

Доля МСП в общей численности хозяйствующих субъектов (без ИП), % - 35,03 34,63 45,30

Численность занятых в СМСП, тыс. чел. 201,9 203,7 206,9 207,0

Доля численности занятых в СМСП от общей численности занятых в экономике 24,8 28,3 28,7 28,3 края, %

Оборот малых предприятий, млрд. руб. 175,2 97,7 133,0 168,8

Оборот средних предприятий, млрд. руб. 32,2 39,8 50,3 48,5

Доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте края, % 39,1 31,6 32,3 35,6

Налоговые поступления от СМСП (все уровни), млрд. руб. 9,0 13,1 11,2 13,0

Налоговые поступления от СМСП (край), млрд. руб. 5,1 6,9 8,3 9,2

Доля налогов от СМСП (все уровни), % 12,2 17,4 18,0 17,6

Доля налогов от СМСП (край), % 12,1 17,1 18,2 15,6

Как видно, количество субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в 2011 г. составило 52438, т. е. 39,91% от общей численности хозяйствующих субъектов, в т. ч. 138 - средних, 16506 - малых предприятий и 35794 - индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составляет 5,7%, или 2824 единицы. Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике Хабаровского края по итогам 2011 г. составила 28,3%. За 2011 г. поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 9,2 млрд. руб., в бюджеты всех уровней - 13 млрд. руб. Для Хабаровского края характерно, в отличие от других регионов Дальнего Востока, в частности Сахалинской области, Республики Саха (Якутия), развитие обрабатывающего сектора. Его доля в общем объеме отгруженных товаров в 2010 г. составила 57,7%, на долю добычи полезных ископаемых приходилось 16%. По сравнению с 2005 г. доля обрабатывающей промышленности возросла в два раза. Субъекты малого и среднего предпринимательства в сферах материального производства в наибольшей степени сосредоточены в пищевой, легкой промышленности, а также в строительстве. Представляет интерес рассмотреть влияние вступления России в ВТО на деятельность МСП Хабаровского края по отдельным видам деятельности, в частности в пищевой промышленности. Пищевая промышленность является жизненно важной отраслью экономики, системообразующей сферой, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность страны и региона. Большая часть территории Дальнего Востока, в т. ч. Хабаровского края, относится к зоне рискового земледелия, что препятствует выращиванию значительной части сельскохозяйственных культур. Суровые природно-климатические условия и транспортная удаленность от регионов, производящих зерновые, ограничивает ведение товарного животноводства и птицеводства. В то же время следует отметить, что пищевая промышленность является одной из важнейших сфер экономики Хабаровского края, т. к. она обеспечивает население качественной, безопасной пищевой продукцией. Доля объемов производства субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме пищевой промышленности Хабаровского края в 2010 г. составила 7,03%. Производством пищевых продуктов, включая производство напитков и табака, занимаются 299 предприятий, что составляет 0,8% в общем количестве индивидуальных предпринимателей (35794). Следует отметить, что дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в условиях ВТО в данной отрасли будет зависеть от решения проблем ведения бизнеса, условий вступления России в ВТО - это позволяет определить последствия влияния на развитие пищевой промышленности. К проблемам ведения бизнеса в отрасли возможно отнести: моральный и физический износ основных производственных фондов, низкую производительность, высокую себестоимость производства пищевых продуктов; неразвитость региональной инфраструктуры и сложности с организацией логистики при экспансии в другие регионы; слабую материально-техническую базу многих организаций пищевой промышленности, неразвитость инфраструктуры хранения, транспортировки и обработки скоропортящегося сырья; низкий уровень внедрения в производство современных видов упаковки; отсутствие финансовых средств, неспособность предприятий внедрять безотходные технологии, диверсифицировать производство; неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка; недостаток сельскохозяйственного сырья с определенными качественными характеристиками. Условиями присоединения России к ВТО, затрагивающими пищевую промышленность Хабаровского края, являются: - снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции с 13,2% до 10,8%. В частности, пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло в течение пяти лет снизятся с 25 до 20%; на злаки - с 15,1% до 10%; на рыбу - с 10% до 3%. Определены внутриквотные и внеквотные ставки по ряду продукции животноводства. Так, объемы продукции, попадающие в квоту, будут облагаться незначительными сборами: 15% - говядина, 25% - мясо птицы, 0% - свинина; - снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование либо другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг; - необходимость соблюдения соглашения по защите прав интеллектуальной собственности. Но надо учитывать разнонаправленность влияния вышеназванных последствий: 1) увеличение объемов импортного продовольствия при снижении таможенной пошлины. С одной стороны, увеличение объемов импорта продовольствия создает угрозу продовольственной безопасности региона и нарушает его продовольственную независимость. Такая независимость обеспечивается, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20 - 25%. Переход импортом (особенно продовольствия и потребительских товаров) этой границы может привести к разрушению отечественного производства, захвату внутреннего рынка и диктату цен <4>; -------------------------------- <4> Фрадина Т. И., Павлова Т. А. Эластичность импорта потребительских товаров от изменения эквивалентной пошлины. URL: sets. ru/.../ Elastichnost_importa_ot_ izmeneniya_ekvivalentnoi_poshli.

2) увеличение импорта сырья для пищевой промышленности может способствовать увеличению объемов производства ввиду снижения себестоимости сырья и возможности увеличения его закупок; 3) предприятия пищевой промышленности могут являться и являются потребителями сырья местных сельскохозяйственных предприятий. Доля местного продовольственного сырья, используемого предприятиями Хабаровского края для производства молока и молокопродуктов, составляет 30%, мясных изделий - 24%. Поэтому в случае снижения пошлин и увеличения импорта продовольствия у производителей отпадает необходимость в покупке местного сырья. Тем более что цены импортного и местного сырья значительно разнятся. Стоимость импортного мяса, приобретенного по квоте в Хабаровском крае, значительно - на 20 - 25 руб. за 1 кг - ниже, чем стоимость мяса местных производителей. Важно отслеживать изменения объемов импорта и возможные снижения объемов производства в регионе, а соответственно, и уменьшение показателей деятельности субъектов МСП, расположенных и ведущих свою деятельность в нем. Анализ состояния пищевой промышленности в Хабаровском крае, проблем ее функционирования, условий присоединения России к ВТО, изучение положительных и отрицательных последствий этого процесса позволил сформулировать следующие последствия для деятельности МСП Хабаровского края: возможности: - поставки импортного оборудования для предприятий пищевой промышленности при снижении импортной пошлины; - уменьшение себестоимости производимой продукции за счет снижения таможенной пошлины на сырье (молоко и молочные продукты, масло, мясо и мясопродукты); - выход хабаровских предприятий с дальневосточной продукцией на внешние рынки; - внедрение инноваций в производство, сертификация продукции по международным стандартам для повышения конкурентоспособности; угрозы: - увеличение доли импорта иностранного сырья для производства молока, мяса, снижение качества производимой мясной, молочной продукции; - снижение доли производителей Хабаровского края на рынке молока и молочной, мясной продукции в результате преобладания импортных молочных, мясных товаров по более низким ценам; - расширение ассортимента импортной продовольственной продукции (увеличение поставок молочных продуктов с длительными сроками хранения, сыров, сливочного масла и др.); - в случае уменьшения пошлин и увеличения импорта продовольствия у производителей отпадает необходимость в покупке местного сырья; - значительное сокращение ввоза из других регионов России (собственное производство в Хабаровском крае составляет 53,3 тыс. тонн, ввоз из других регионов - 225,9 тыс. тонн, импорт - 25,3 тыс. тонн). В работе выполнено прогнозирование изменений основных показателей малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в условиях ВТО на период до 2018 г. с использованием сценарного анализа. Его задачей было выявление последствий от воздействия различных условий присоединения России к ВТО на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края. При прогнозе принято условие, что развитие субъектов МСП Хабаровского края в условиях ВТО будет зависеть от общероссийских тенденций, т. к. на уровне России происходило согласование условий вхождения в ВТО - изменения нормативно-правовой базы, изменения таможенных пошлин, особенности допуска иностранных фирм на территорию России, условия допуска иностранных предприятий на российский рынок услуг. Для прогнозирования были использованы официальные статистические данные Хабаровскстата. В основе сценарного анализа были рассмотрены два варианта развития - оптимистический и пессимистический. Оба сценария предусматривают обобщенный прогноз изменений основных показателей без учета отдельных видов экономической деятельности по количественным показателям ввиду того, что динамика развития малого и среднего предпринимательства органами статистики начала учитываться с 2008 г. Для прогноза был выбран период до 2018 г. в связи с тем, что этот период является переходным для реализации основных условий, принятых при присоединении России к ВТО. По всем прогнозным вариантам получены высокие значения показателя коэффициента множественной детерминации, что свидетельствует о достаточно высокой достоверности сделанных прогнозов. И в оптимистическом, и в пессимистическом сценарии наблюдается положительная динамика по таким показателям, как оборот МСП и численность занятых. Небольшое снижение на 0,1% наблюдается по показателю "количество субъектов МСП в Хабаровском крае", что связано с их укрупнением в условиях ВТО за счет объединения. Таким образом, возможно сделать выводы. Одним из негативных моментов, связанных с присоединением России к ВТО, является ослабление позиций субъектов малого и среднего предпринимательства в различных секторах экономики. Эксперты прогнозируют отрицательные последствия для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего связанные с угрозами экономической деятельности. Значительное влияние, однако, не означает только лишь отрицательные последствия, хотя они тоже имеют большую вероятность. Деятельность МСП в условиях ВТО может также принести и положительные результаты. Положительными аспектами для развития субъектов малого и среднего предпринимательства могут являться расширение масштабов деятельности, снижение цен на иностранные комплектующие, повышение качества продукции.

Литература

1. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика. Политика. Право: Монография / ВАВТ Минэкономразвития России. 2-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2012. 2. Захаров А. Н., Смирнов Л. Р., Лыков С. Е. Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. N 3. 3. Основные показатели деятельности малых предприятий по видам экономической деятельности в январе - декабре 2010 г.: Статистический бюллетень N 38. Хабаровск: Хабаровскстат, 2011. 4. Фрадина Т. И., Павлова Т. А. Эластичность импорта потребительских товаров от изменения эквивалентной пошлины. URL: sets. ru/.../Elastichnost_importa_of_ izmeneniya_ekvivalentnoi_poshli.

------------------------------------------------------------------

Название документа