Являются ли правомерными действия налогового органа, связанные с направлением требования руководителю организации представить паспорта по транспортным средствам, числящимся на балансе организации, документы о государственной регистрации транспортных средств и платежные поручения о перечислении транспортного налога в бюджет в случае, если в представленной организацией декларации по транспортному налогу налоговым органом выявлены нарушения по ее заполнению?

Ответ: Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 утверждены форма Налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкция по ее заполнению.

Декларация по транспортному налогу заполняется самостоятельно налогоплательщиком.

В соответствии с п.3.1 разд. III Инструкции по заполнению Налоговой декларации по транспортному налогу по коду строки 010 разд.1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" Налоговой декларации должен быть указан код бюджетной классификации, по которому организация зачисляет транспортный налог платежными поручениями по месту нахождения транспортных средств.

При заполнении разд.2 Налоговой декларации "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству" по кодам соответствующих строк должны быть указаны: виды транспортных средств, коды видов транспортных средств, идентификационный номер транспортного средства по документу о регистрации транспортного средства. Кроме того, должен быть указан регистрационный знак транспортного средства.

Достоверность сведений, указанных в декларации по транспортному налогу, подтверждается подписями руководителя организации и главного бухгалтера или уполномоченного представителя.

Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. от 22.05.2003) "О налоговых органах Российской Федерации" и Налоговым кодексом Российской Федерации определены правовые основы организации деятельности налоговых органов.

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп.1 п.1 ст.32 НК РФ).

В целях контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов в бюджет должностные лица налоговых органов проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Порядок проведения налоговых проверок и оформления результатов проверок регламентируется соответствующими статьями НК РФ.

Согласно ст.87 НК РФ в случае если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Кроме того, налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (пп.1 п.1 ст.31 НК РФ).

В соответствии со ст.88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, в случае если в представленной организацией декларации по транспортному налогу налоговым органом выявлены нарушения по ее заполнению, направление требования руководителю организации о предоставлении паспортов транспортных средств, документов об их государственной регистрации и платежных поручений о перечислении транспортного налога в бюджет будет являться правомерным.

Е. В.Виговский

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

30.03.2004