Правомерно ли освобождение от уплаты НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ операций по реализации зоопарком электронных билетов через посредника? Если правомерно, то какими документами можно подтвердить льготу?

Ответ: Организация, реализующая билеты в электронном виде через посредника, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что электронные билеты удовлетворяют требованиям, установленным для бланков строгой отчетности.

Документами, подтверждающими обоснованность полученных доходов и освобождение от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, по нашему мнению, являются агентский договор, заключенный зоопарком с посреднической организацией, и отчет агента, который оформляется в порядке, предусмотренном договором.

Обоснование: В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, к которым относится, в частности, реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Пунктом 1 Приказа Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 билет утвержден в качестве формы бланков строгой отчетности (БСО) при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т. д.).

Кроме того, учреждения культуры вправе использовать БСО, утвержденные Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н, при условии проштамповки недостающих реквизитов и издания соответствующего приказа по учреждению (п. 1.10 Методических указаний, направленных Письмом Минкультуры России от 15.07.2009 N 29-01-39/04).

В соответствии с п. 1.4 Методических указаний и п. 4 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, БСО могут изготавливаться типографским способом и (или) формироваться с использованием автоматизированной системы.

Согласно Письму ФНС России от 29.04.2005 N ГИ-6-22/364@ продажа билетов с использованием единой информационной системы автоматизированной продажи билетов на театрально-концертные и спортивно-зрелищные мероприятия, форма которых соответствует требованиям Минфина России для бланков строгой отчетности этого вида, не противоречит законодательству о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, освобождение от налогообложения может применяться при реализации организацией билетов через привлеченную для этих целей посредническую организацию (агента) при условии обеспечения учета данных билетов как бланков строгой отчетности (Письмо УФНС России по г. Москве от 19.07.2010 N 16-15/075620).

По разъяснениям Минкультуры России, в случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителем, использующим автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, то в договор с указанной организацией целесообразно включать условие о том, что билет, изготавливаемый распространителем для учреждения культуры и искусства, считается переданным распространителю с момента передачи ему в электронной форме сведений об этом билете. При этом моментом передачи таких сведений считается момент изготовления распространителем билета - бланка строгой отчетности с их использованием. В этом случае корешки билетов - бланков строгой отчетности остаются у распространителя (Письмо Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08).

Согласно п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Но он может быть освобожден от этой обязанности договором (п. 2 ст. 1008 ГК РФ). При отсутствии оправдательных документов комитент (принципал) возмещает расходы комиссионера (агента) только на основании его отчета.

Однако данная статья не содержит требований по форме и содержанию отчета агента, в связи с чем можно сделать вывод, что форма отчета должна определяться договором.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 N 09АП-32101/2010-ГК по делу N А40-74634/10-141-610 рассматривалось дело, в котором в отчете агента были отражены сумма денежных средств, полученных агентом в оплату билетов в отчетном месяце, и сумма вознаграждения агента за отчетный месяц.

Таким образом, документами, подтверждающими обоснованность полученных доходов от реализации билетов, в том числе и в электронном виде, и освобождение от НДС в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, по нашему мнению, являются агентский договор, заключенный зоопарком с посреднической организацией, и отчет агента, который оформляется в порядке, предусмотренном договором. При этом билеты как БСО могут изготавливаться типографским способом и (или) формироваться с использованием автоматизированной системы.

В. И.Суколенова

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

05.09.2013