При проведении налоговой проверки от нашей организации потребовали представить налоговые регистры, в том числе учета доходов, нематериальных активов, расходов будущих периодов. Однако указанные регистры мы вообще у себя не заводили, так как все указанные данные для исчисления налога на прибыль брали из бухгалтерского учета. Поэтому представить их для проверки мы не могли. Налоговый орган вынес решение о привлечении нашей организации к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ. Насколько правомерно данное решение?

Ответ: В соответствии со ст.93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

Согласно п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Таким образом, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в налоговый орган только тех документов, которые он обязан иметь в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Обязанность ведения налогоплательщиком налогового учета установлена ст.313 НК РФ. Аналитические регистры налогового учета наравне с первичными учетными документами и расчетом налоговой базы являются подтверждением данных налогового учета, система и порядок ведения которого организуются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. При этом гл.25 НК РФ не предоставляет какому-либо органу государственной власти, в том числе и налоговым органам, права устанавливать обязательные для налогоплательщиков формы регистров налогового учета и не исключает возможности использования данных бухгалтерского учета для целей исчисления налога на прибыль на тех участках учета, где требования налогового законодательства и бухгалтерского учета совпадают (ст.313 НК РФ).

Таким образом, если какие-либо формы регистров налогового учета налогоплательщиком вообще не ведутся, считаем, что привлечение его к ответственности за непредставление отсутствующих регистров неправомерно. Заметим, что аналогичную позицию занял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 02.07.2003 N А43-1400/03-31-57.

Т. А.Ашомко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

10.03.2004