Какими документами необходимо руководствоваться для исчисления и уплаты платежей за загрязнение окружающей природной среды?

Ответ: В настоящее время действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей природной среды. Система природоресурсных платежей в РФ представлена платой за пользование природными ресурсами и платой за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду является видом платежа за пользование природными ресурсами.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Он устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду Федеральный закон "Об охране окружающей среды" относит:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает взимание платежей за пользование природными ресурсами (ст.19).

Правовую основу расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду составляют нормативные правовые акты, а также ведомственные методические указания и разъяснения. К ним, кроме вышеперечисленных, относятся:

- Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";

- Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления";

- Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993.

Согласно Порядку определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632) плательщиками данного платежа являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием. Платежи за загрязнение окружающей среды вносятся в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения природной среды. Расчет платежей за размещение отходов должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Объектом платежа выступают виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников; выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 устанавливает ставки платы за загрязнение окружающей среды. Как и раньше, ставки рассматриваемых платежей являются твердыми (специфическими) - в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества.

Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26.01.1993, конкретизируют применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и коэффициентов индексации платы в связи с изменением уровня цен. Данный документ также определяет порядок взаимодействия плательщиков с территориальными органами охраны природы; указывает на исходные данные, необходимые для расчета фактической массы выбросов (сбросов); содержит перечень природоохранных мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя; приводит формулы расчета платы за загрязнение применительно к каждому виду негативного воздействия.

А. А.Ялбулганов

Государственный университет -

Высшая школа экономики

09.03.2004