Необходимо ли отражать в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций результаты выездной налоговой проверки, проведенной за отчетный или налоговый период?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 2 марта 2004 г. N 26-12/13813

В соответствии с п.1 ст.55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Согласно ст.87 Кодекса налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, период, за который налоговый орган вправе осуществлять мероприятия налогового контроля деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки, исчисляется тремя годами, предшествовавшими году проведения проверки, которыми и ограничивается срок давности для проведения указанных мероприятий в отношении прошлой деятельности налогоплательщика. Вместе с тем Кодекс не содержит положений, ограничивающих права налоговых органов, или запрет в отношении проведения проверки за отчетные периоды налогового периода.

Результаты выездных налоговых проверок оформляются актом, на основании которого выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. ст.100 - 101 Кодекса).

При этом суммы налога, подлежащие доначислению за налоговый период на основании решения налогового органа, отражаются в карточке лицевого счета налогоплательщика и в регистрах бухгалтерского учета. В листе 02 налоговой декларации по налогу на прибыль (далее - Декларация) за отчетный (налоговый) период данные строк 250 "Сумма исчисленного налога на прибыль" и 290 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период" в этом случае не изменяются.

При этом в п.3 разд. III Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 15.08.2002 N БГ-3-10/411, разъяснено, что проводка в карточке лицевого счета доначисленных по результатам налоговых проверок сумм налога на прибыль осуществляется на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа не позднее пяти рабочих дней с даты подписания соответствующего решения.

Если же в ходе выездной проверки установлены нарушения в определении налоговой базы отчетного периода текущего года, то соответствующие исправления в регистры налогового учета, на основании которых формируется налоговая база для исчисления налога на прибыль, вносятся налогоплательщиком в текущем налоговом периоде. Следовательно, сумма налога, отражаемая по строке 250 "Сумма исчисленного налога на прибыль" листа 02 Декларации, определяется исходя из скорректированной по результатам проверки налогооблагаемой прибыли по строке 180 "Налоговая база для исчисления налога" листа 02 Декларации.

В этом случае поскольку доначисление суммы налога на прибыль по результатам выездной налоговой проверки отчетного периода текущего года производится в следующем после проверки отчетном периоде текущего года, то данные по строке 290 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период" листа 02 Декларации за этот последующий период включают сумму доначисленного по результатам проверки за отчетный период текущего года налога, отраженного в карточке лицевого счета.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

А. А.ГЛИНКИН

02.03.2004