В рамках договора поставки поставщик доставляет покупателям товар транспортом, арендованным у транспортной фирмы. Вправе ли покупатель - производственная фирма относить на расходы для исчисления налога на прибыль сумму, уплаченную за транспортные услуги, оказанные поставщиком, если у поставщика отсутствует лицензия на осуществление перевозок грузов?

Ответ: Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, предусматривается Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с ним лицензированию подлежат перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (п.1 ст.17 Закона).

В соответствии с п.2 ст.254 НК РФ расходы на транспортировку включаются в стоимость товарно-материальных ценностей, относимых к материальным расходам. При этом в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Особенности определения расходов по торговым операциям для налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формирующих расходы на реализацию, определяются ст.320 НК РФ.

Довольно часто налоговые органы при проверке обоснованности отнесения в состав расходов для целей налогообложения прибыли тех или иных затрат требуют подтверждения того, что соответствующие услуги оказаны (работы выполнены) налогоплательщику лицом, имеющим лицензию. Если налогоплательщик не может представить доказательств того, что его контрагент имел лицензию на оказание соответствующих услуг, то налоговые органы признают неправомерным отнесение соответствующих затрат в состав расходов.

Эта позиция налоговых органов не основана на нормах законодательства РФ, поскольку налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на отнесение его производственных затрат в состав расходов с наличием у его контрагента необходимых лицензий.

Данная позиция подтверждается судебной практикой по аналогичным вопросам, связанным с лицензированием отдельных видов деятельности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2000 N А56-26106/99, ФАС Московского округа от 22.04.2003 N КА-А41/1671-03, ФАС Уральского округа от 16.07.2001 N Ф09-1531/2001-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 26.03.2003 N Ф04/1507-376/А46-2003, ФАС Уральского округа от 22.04.2003 N Ф09-1096/03-АК).

Кроме того, законодательство не возлагает на участников гражданского оборота обязанность проверки наличия у контрагента лицензии на соответствующую деятельность.

Согласно ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Иными словами, сделка, совершенная без лицензии, является оспоримой, то есть она может быть признана недействительной только по решению суда (п.1 ст.166 ГК РФ). Вместе с тем до момента признания ее недействительной судом она порождает надлежащие правовые последствия, и налоговый орган не вправе расценивать произведенные по сделке расходы как не соответствующие законодательству и не подлежащие отнесению в состав расходов для целей налога на прибыль. Иная позиция была бы не чем иным, как нарушением презумпции законности оспоримой сделки и установленного ГК РФ исключительно судебного порядка признания оспоримой сделки недействительной.

Гражданским, административным и уголовным законодательством установлена ответственность за осуществление деятельности без лицензии. Так, при отсутствии лицензии деятельность юридического лица может быть признана судом незаконной и оно может быть ликвидировано (п.2 ст.61 ГК РФ).

М. П.Авдеенкова

Издательство "Главная книга"

27.02.2004