Вправе ли органы местного самоуправления предоставлять льготы по земельному налогу индивидуальным предпринимателям?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно ст.14 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 1 ст.56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Согласно п.1 ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Кроме того, ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ" определено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 указанного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.

Учитывая изложенное, при решении вопроса о применении нормативного правового акта по вопросам, связанным с налогами и сборами, следует иметь в виду, что органы местного управления вправе издавать такие акты только в случае, если это предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и в части, не противоречащей НК РФ.

Таким образом, учитывая то, что предоставление индивидуальных льгот налогоплательщику по земельному налогу органами местного самоуправления, согласно ст.14 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", не соответствует положениям п.1 ст.56 НК РФ, указанные органы не имеют законодательного права предоставлять такие льготы налогоплательщикам.

Е. Н.Сивошенкова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

25.02.2004