У организации поменялся собственник. Насколько правомерны действия нового руководства организации, связанные с намерением уволить работников, не занимающих руководящие должности, с формулировкой "смена собственника имущества организации"?

Ответ: Пунктом 4 ст.81 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно в случае смены собственника имущества организации. Однако по данному основанию трудовой договор может быть расторгнут только с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. В случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника организации на основании ст.181 ТК РФ новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника.

Нормами ст.75 ТК РФ установлено, что при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером.

При этом законодателем сделан акцент на то, что смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Однако в случае отказа работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации трудовой договор прекращается в соответствии с п.6 ст.77 ТК РФ.

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Учитывая изложенное, действия нового руководства организации в данной ситуации нельзя признать правомерными.

Т. А.Савина

Советник налоговой службы

II ранга

25.02.2004