Как отражаются для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли организации-рекламораспространителя, оказывающей услуги в сфере наружной рекламы, расходы по переносу рекламных установок (демонтаж - разборка конструкции и выемка фундаментного блока, перевозка, хранение, монтаж), являющихся амортизируемыми объектами основных средств рекламораспространителя?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 25 февраля 2004 г. N 26-12/12919

В соответствии с п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества (п.5 ст.270 Кодекса).

Как следует из смысла ст.252 Кодекса, для того чтобы расходы могли быть учтены для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть выполнены как минимум три условия, в том числе расходы должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Следовательно, расходы в отсутствие хозяйственной деятельности, в том числе текущие расходы по организации деятельности (в частности, связанной с оказанием услуг по распространению наружной рекламы), не могут быть учтены для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом необходимо учитывать следующее.

Понятие первоначальной стоимости основного средства определено п.1 ст.257 Кодекса как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п.8 ст.250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

В целях гл.25 Кодекса из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства по приведенным в п.3 ст.256 Кодекса трем основаниям, в том числе основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев.

Согласно пп.8 п.1 ст.265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации.

Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств согласно п.13 ст.250 Кодекса признается внереализационными доходами налогоплательщика.

В соответствии с п.5.3 "Амортизационные отчисления" Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в случае если организация начисляет амортизацию по амортизируемому имуществу в период, когда оно не используется для ведения деятельности (то есть оно не исключается из состава амортизируемого имущества), направленной на получение дохода, суммы начисленной амортизации не могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль.

Из изложенного выше следует:

1. Если основное средство перенесено на новое место в связи с невозможностью его использования и далее не используется, затраты на демонтаж (разборка конструкции и выемка фундаментного блока) рекламных установок, являвшихся амортизируемыми объектами основных средств рекламораспространителя в период их производственной эксплуатации, подлежат включению во внереализационные расходы.

2. Если основное средство переносится для дальнейшей эксплуатации, названные выше расходы изменяют (увеличивают) его первоначальную стоимость.

Расходы по установке нового основного средства (перевозка, хранение, монтаж указанных выше рекламных установок) формируют его первоначальную стоимость по п.1 ст.257 Кодекса.

Кроме того, следует отметить, что по вопросам отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета нужно обращаться в Минфин России, являющийся компетентным органом в сфере методологии бухгалтерского учета.

Основание: Письмо МНС России от 10.09.2002 N 02-5-11/202-АД088.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

А. А.ГЛИНКИН

25.02.2004