Вправе ли орган местного самоуправления при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на поставку черного чая (для нужд муниципальных образовательных и медицинских учреждений) требовать от участников обязательного приложения к заявкам копий сертификатов соответствия?

Ответ: По нашему мнению, орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копий сертификатов соответствия. Такой вывод подтверждается в том числе Минэкономразвития России и судебной практикой. Однако необходимо отметить, что в судебной практике существует и противоположная позиция по данному вопросу. Следовательно, заинтересованные лица должны быть готовы отстаивать вышеуказанный вывод в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, - также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром.

Отмечаем, что продукция чайной промышленности (чай черный) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (разд. 9191).

Из п. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Минэкономразвития России в Письме от 15.07.2010 N Д22-1110 отметило: в соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара, при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ. Таким образом, требование заказчика о представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов являются неправомерными.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188, Постановлении ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-1888/10-С1 по делу N А50-30796/2009, Письме ФАС России от 20.10.2008 N АЦ/26950.

Таким образом, орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копии сертификата соответствия.

Однако необходимо отметить, что в судебной практике существует и противоположная позиция по данному вопросу (например, Постановления ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10 по делу N А40-140047/09-17-1087, от 22.01.2009 N КА-А40/12998-08 по делу N А40-19463/08-32-133, ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2004 N А29-5517/2003-2э).

Следовательно, заинтересованным лицам следует быть готовыми отстаивать вышеуказанный вывод в суде.

Также необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ в конкурсной документации при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

На основании п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством РФ данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представления таких документов, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром.

Таким образом, ввиду аналогичности положений норм Законов N N 94-ФЗ и 44-ФЗ, регулирующих рассматриваемый вопрос, считаем, что с 01.01.2014 орган местного самоуправления также не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копии сертификата соответствия.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

05.09.2013