Вправе ли заказчик при составлении конкурсной документации установить требование о наличии в заявке на участие в конкурсе прошитой вместе с заявкой описи документов, представляемых в составе заявки? Вправе ли конкурсная комиссия отклонять заявки участников в случае отсутствия в них прошитой вместе с заявкой описи документов?
Ответ: По нашему мнению, заказчик вправе при составлении конкурсной документации установить требование о наличии в заявке на участие в конкурсе прошитой вместе с заявкой описи документов, представляемых в составе заявки. В свою очередь, конкурсная комиссия вправе отклонять заявки участников в случае отсутствия в них прошитой вместе с заявкой описи документов. Однако, учитывая отсутствие в правоприменительной практике единообразия в подходах к рассмотрению данного вопроса, заинтересованным лицам, возможно, придется отстаивать указанную позицию в суде.
Обоснование: На основании п. 1 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений.
В п. 2 Письма ФАС России от 24.03.2011 N АЦ/10284 отмечается: если в заявке участника размещения заказа отсутствует опись входящих в состав заявки документов, то заказчик вправе отклонить такую заявку.
При этом отмечаем, что установленное ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требование является требованием к составу заявки на участие в конкурсе, так как опись, согласно ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, входит в содержание заявки.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ (за исключением документов, предусмотренных пп. "г" п. 1 ч. 3, ч. 3.1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).
Отметим, что документы, предусмотренные ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, в состав исключения из ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ не включены.
Таким образом, заказчик вправе при составлении конкурсной документации установить требование о наличии в заявке на участие в конкурсе прошитой вместе с заявкой описи документов, представляемых в составе заявки. В свою очередь, конкурсная комиссия вправе отклонять заявки участников в случае отсутствия в них прошитой вместе с заявкой описи.
Такой вывод подтверждается в том числе судебной практикой.
К примеру, ФАС Уральского округа в Постановлении от 07.11.2011 N Ф09-7066/11 по делу N А71-1636/11 отмечает: из буквального толкования норм Закона N 94-ФЗ о размещении заказов следует, что опись включена в состав заявки; опись документов должна быть вшита в том заявки на участие в аукционе.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 23.07.2013 по делу N А45-25728/2012 отметил: заявка на участие в конкурсе не содержала опись входящих в ее состав документов (опись документов не вшита в заявку), что не соответствует ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
Однако необходимо отметить, что в судебной практике имеется и иная позиция по данному вопросу.
К примеру, ФАС Московского округа в Постановлении от 10.10.2012 по делу N А40-13058/12-92-123 указал на то, что формальное несоответствие заявки требованиям конкурсной документации не может являться основанием для отказа в допуске к участию в торгах, если допущенные ошибки носят исключительно технический характер.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 15.02.2012 по делу N А29-107/2011 отметил правомерность вывода о том, что отсутствие прошивки описи к пакету остальных документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом аукционе.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.07.2010 по делу N А56-27454/2009 установил: из Закона N 94-ФЗ не следует, что опись документов должна быть подшита к заявке на участие в аукционе. Данное требование относится не к форме заявки, а к ее оформлению.
Таким образом, учитывая отсутствие в правоприменительной практике единообразия в подходах к рассмотрению данного вопроса, заинтересованным лицам, возможно, придется отстаивать ту или иную позицию в суде.
Также необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона N 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
На основании ч. 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, по нашему мнению, ввиду аналогичности регулирующих рассматриваемую ситуацию норм Законов N N 94-ФЗ и 44-ФЗ вышеуказанный вывод можно распространить и на правоотношения, регулируемые с 01.01.2014 Законом N 44-ФЗ.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
05.09.2013