Вправе ли конкурсная комиссия установить в конкурсной документации требование к участникам конкурса о необходимости поступления денежных средств, перечисленных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки, на счет заказчика (органа местного самоуправления) не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок и отказывать в допуске к участию в конкурсе, в случае если к заявкам приложены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявок, но денежные средства на указанные дату и время на счет заказчика не поступили?

Ответ: По нашему мнению, до 01.01.2014 конкурсная комиссия не вправе установить в конкурсной документации требование к участникам конкурса о необходимости поступления денежных средств, перечисленных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки, на счет заказчика не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок и отказывать в допуске к участию в конкурсе, в случае если денежные средства на указанную дату и время на счет заказчика не поступили. Ввиду отсутствия в правоприменительной практике единого подхода к рассматриваемой проблеме заинтересованные лица должны быть готовы отстаивать ту или иную позицию в суде. С 01.01.2014 конкурсная комиссия вправе установить в конкурсной документации требование к участникам конкурса о необходимости поступления денежных средств, перечисленных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки, на счет заказчика не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок и обязана отклонить заявку на участие в конкурсе, в случае если до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства в обеспечение заявки не поступили на счет заказчика.

Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) заказчиком, уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. В случае если заказчик, уполномоченный орган установили требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в конкурсной документации.

Согласно п. 15.1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Из пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе, в том числе документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения).

На основании п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе.

На основании ч. 7 ст. 25 Закона N 94-ФЗ прием заявок на участие в конкурсе прекращается в день вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Отметим, что иных требований по подтверждению внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, в том числе требования о необходимости поступления денежных средств на счет заказчика до даты и времени начала рассмотрения заявок, Закон N 94-ФЗ не предусматривает.

При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а" - "в", "д" и "е" п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 указанной статьи документов и сведений, не допускается, а на основании ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ случаев, не допускается.

Таким образом, по нашему мнению, конкурсная комиссия не вправе установить в конкурсной документации требование к участникам конкурса о необходимости поступления денежных средств, перечисленных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки, на счет заказчика не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок и отказывать в допуске к участию в конкурсе, в случае если денежные средства на указанную дату и время на счет заказчика не поступили.

Такой вывод подтверждает и ФАС Северо-Западного округа, который в Постановлении от 07.10.2011 по делу N А56-1970/2011, в частности, отмечает: согласно ч. 6 ст. 35 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа вправе подать заявку непосредственно до начала рассмотрения заявок на участие в аукционе. При этом средства, перечисленные участником размещения государственного заказа в качестве обеспечения заявки в день окончания подачи заявки на участие в аукционе, не могут быть зачислены на счет государственного заказчика в установленный в документации об аукционе срок. Положениями ст. 11 Закона N 94-ФЗ не предусмотрена возможность установления требования к участникам размещения заказа о поступлении денежных средств, перечисленных участниками размещения заказа в качестве обеспечения заявки, на счет государственного заказчика не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок.

Из Постановления ФАС Поволжского округа от 07.06.2011 по делу N А55-15205/2010 следует: участник к своей заявке должен приложить платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств. При этом срок поступления и зачисления на счет заказчика денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе Закон N 94-ФЗ не содержит. Перечисление и зачисление денежных средств на счет заказчика осуществляет банк, а не участник размещения заказа.

Однако отмечаем, что в правоприменительной практике имеется и иная позиция по данному вопросу.

Как следует из Письма Минэкономразвития России от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, ФАС России от 18.08.2009 N ИА/27690, конкурсная или аукционная комиссия обязана отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, в случае непоступления в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты которого указаны в документации о торгах.

При этом отмечаем, что, несмотря на то что указанное Письмо содержит указание на срок поступления денежных средств, который Законом N 94-ФЗ не предусмотрен, в Письме, во-первых, отсутствует информация о праве включать подобное требование в конкурсную документацию; во-вторых, предоставляется время на зачисление внесенных участником на счет денежных средств (пять дней со дня окончания срока подачи заявок).

Кроме того, ВАС РФ в Определении от 29.06.2012 N ВАС-7727/12 по делу N А56-29571/2011 отметил, что документация о торгах содержала указание на требование обеспечения заявок на участие в аукционе, при этом обеспечение заявки должно поступить на счет заказчика в срок не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок. При этом суд указал на то, что при формировании заказчиком документации о торгах нарушений не допущено.

Таким образом, ввиду отсутствия в правоприменительной практике единого подхода к рассматриваемой проблеме заинтересованные лица должны быть готовы отстаивать ту или иную позицию в суде.

Также необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.

На основании ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что, в случае если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.

В ч. 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ указано, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Таким образом, в случае проведения конкурса в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ (после вступления его в силу с 01.01.2014) конкурсная комиссия обязана отклонить заявку на участие в конкурсе, в случае если до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства в обеспечение заявки не поступили на счет заказчика. При этом, по нашему мнению, во избежание споров с контролирующими органами заказчику в качестве требования к участникам надлежит в извещении о проведении открытого конкурса указать на необходимость поступления на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок денежных средств в обеспечение заявки (п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

05.09.2013