Анахронизм закона о захвате власти

И. ЕФРЕМОВ

Игорь Ефремов, кандидат юридических наук, адвокат, г. Москва.

Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону, при этом преследование за указанные действия возможно, если они совершены в нарушение Основного Закона РФ. Получается замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Отметим противоречие: согласно ст. 3 Конституции России захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону, при этом ст. 278 УК РФ "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти" утверждает, что преследование за указанные действия возможно, если они совершены в нарушение Основного Закона Российской Федерации. Получается некий замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Положения Основного Закона

Уголовная ответственность по ст. 278 УК РФ наступает в случаях, когда объектом преступления являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет РФ и государственной власти, или отношения по поводу конституционного строя России. В частности, если не соблюдены основы формирования и функционирования органов власти (из ст. 3 Конституции следует, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ), не соблюдаются принципы разделения власти (ст. 10 Конституции) и функционирования двух властных уровней - федерального и субъектов РФ (ст. ст. 5, 11 Конституции), нарушен порядок формирования органов власти, предусмотренный Основным Законом (ст. ст. 81, 96, 111, 118 и другие Конституции). Также уголовная ответственность наступает, если нарушены иные, кроме вышеупомянутых общественные отношения, урегулированные главой 1 российской Конституции "Основы конституционного строя".

Объективно и субъективно

Объективная сторона рассматриваемых преступлений представляет собой совершение насильственных действий. В Конституции не содержится описания объективной стороны таких преступлений, хотя ст. 278 УК РФ бланкетная и отсылает именно к ней. В Основном Законе РФ термин "насильственное" используется только один раз, в ст. 13, в связи с запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Получается, что ни из УК РФ, ни из Конституции не ясно, в чем выражена объективная сторона рассматриваемых преступлений.

Отсутствуют по этому поводу и официальные толкования со стороны ВС РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" упоминается ст. 278 УК РФ, но никаких разъяснений по ее применению нет.

Многие юристы считают, что под насилием как неконституционным способом захвата власти или ее удержания следует понимать, например, заключение под стражу, интернирование, насильственную физическую изоляцию, физические унижения, побои, причинение вреда здоровью лиц, представляющих органы власти.

Характер насильственных действий

Для квалификации преступлений имеют значение характер насильственных действий и их последствия. Причем "насилие" не обязательно означает "применение физической силы". Словарное толкование исходит из того, что совершение чего-либо против воли человека без применения физической силы тоже является насилием <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. С. 334.

Например, если насилие совершается с применение оружия, причинена смерть и наступили иные тяжкие последствия, то требуется дополнительная квалификация (ст. ст. 105, 277, 317 УК РФ). Когда же такое насилие приобретает форму вооруженного мятежа в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК РФ) и не требует дополнительной квалификации.

Рассматриваемые преступления (по ст. 278 УК РФ) имеют формальные составы, то есть считаются оконченными с момента совершения указанных насильственных действий, и при этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, как то: захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

Субъективная сторона преступлений характеризуется прямым умыслом и целью - неконституционные захват либо удержание власти или изменение конституционного строя РФ насильственным путем.

Как следует из УК РФ, субъект преступления при насильственном захвате либо изменении конституционного строя РФ общий, то есть лицо, достигшее возраста 16 лет; при насильственном удержании власти субъект специальный - представитель властных органов, обязанный передать государственную власть политическим силам, получившим ее конституционным путем.

Защита приоритетов

В УК РФ перечислены задачи Кодекса: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Полагаем, что положения ст. 278 УК РФ не способны обеспечить полноценную защиту вышеперечисленные приоритетов. Во-первых, с помощью описанных в данной статье деяний одному или даже нескольким лицам нереально насильственно захватить и удерживать власть или насильственно изменить конституционный строй. А при изменении деяний поменяются и составы преступлений. Как показывает практика, привлечение к уголовной ответственности по рассматриваемой статье осуществляется, как правило, по совокупности преступлений, либо данные деяния охватываются другими составами. То есть статья в "чистом виде" практически не работает. Во-вторых, совершая вышеописанные насильственные действия не в связи с захватом или удержанием власти либо изменением конституционного строя, а, например, отстаивая свои демократические права, лицо при определенных усилиях правоохранителей может быть подвергнуто уголовному преследованию за совершение преступления, которое относится к особо тяжким. В-третьих, с использованием современных технологий и "ручных" СМИ можно манипулировать общественным мнением. Поэтому вряд ли можно считать диспозицию ст. 278 УК РФ актуальной, а существование этой нормы в Кодексе - оправданным. В-четвертых, вышеупомянутые технологии и возможность ненасильственного (в классическом понимании) захвата власти вынуждают корректировать имеющиеся составы преступлений и вводить новые.

Какой закон нужен России

Проанализировав нормы законодательства и практику их применения, автор сформулировал позицию относительно изменения ст. 278 УК РФ. Кроме того, в целях обеспечения охраны описанных общественных отношений, возможно, было бы целесообразно дополнить УК РФ новыми статьями.

Преступные деяния по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя РФ являются системой действий, которые могут быть осуществлены не только в виде насилия, но и иным, не насильственным (в классическом понимании) образом. Это должно быть отражено в диспозиции статьи.

Целесообразно перечень действий по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя РФ максимально подробно описать в диспозиции статьи, аналогично тому, как это было сделано в УК РСФСР. Норма может содержать формулировку, что "осуществление заговора с целью... наказывается" (заговор подразумевает систему действий).

Помимо основного (базового) состава преступлений по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя РФ в указанной статье или в других статьях УК РФ должны предусматриваться квалифицированные составы.

В квалифицированных и особо квалифицированных составах, помимо ответственности для организованной группы лиц, необходимо предусмотреть уголовную ответственность по захвату, удержанию власти и изменению конституционного строя лицами, возглавляющими высшие органы власти РФ, и иными должностными лицами этих органов.

В качестве специальных субъектов рассматриваемых преступлений должны быть указаны руководители и члены избирательных комиссий.

------------------------------------------------------------------