Малое предприятие было организовано в июле 2000 г. и пользовалось льготой по налогу на прибыль согласно п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В октябре 2003 г. организация лишается статуса малого предприятия. Предусмотрена ли в указанной ситуации обязанность пересчитать сумму налога на прибыль с начала 2003 г. или налогом в размере 24% будет облагаться только прибыль, полученная с октября 2003 г.?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии с п.14 ст.1, ст.13 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая НК РФ дополнена гл.25 "Налог на прибыль организаций", вступившей в силу с 1 января 2002 г.

Статьей 2 указанного выше Закона установлено, что льготы по налогу на прибыль, предусмотренные п.4 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", срок действия которых на 01.01.2002 не истек, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

Таким образом, малое предприятие, образованное в июле 2000 г., осуществляющее вид деятельности, указанный п.4 ст.6 Закона РФ N 2116-1, продолжает пользоваться льготой, установленной указанным пунктом, до истечения четырехлетнего срока со дня создания организации при соблюдении всех условий, установленных этим Законом. При этом днем начала работы организации является день ее государственной регистрации.

В рассматриваемом случае организация потеряла статус малого предприятия в октябре 2003 г. Иными словами, с указанного месяца организация утратила право на льготу, предусмотренную п.4 ст.6 Закона РФ N 2116-1.

Относительно заданного вопроса существуют две противоположные точки зрения.

Сторонники первой исходят из следующего. Сумма налога на прибыль исчисляется по итогам года, а по итогам отчетных периодов исчисляются авансовые платежи по налогу (ст.285, п.2 ст.286 НК РФ). Право на льготу организация потеряла в октябре 2003 г., то есть в течение налогового периода. Иными словами, по итогам 2003 г. у организации отсутствует право на льготу, которая была предоставлена на весь год. В связи с этим организация обязана пересчитать сумму налога на прибыль с начала 2003 г. по ставке 24% (п.1 ст.284 НК РФ). Аналогичная позиция была высказана в Письме Минфина России от 02.06.2001 N 04-02-05/10 и Письме Управления МНС России по г. Москве от 07.06.2000 N 03-08/23414 в ответ на частные запросы организаций.

Противоположная точка зрения заключается в том, что поскольку льгота предоставляется со дня работы организации (дня государственной регистрации) (п.4 ст.6 Закона РФ N 2116-1), то и днем окончания пользования льготой будет день, в котором истекли полные четыре года со дня государственной регистрации. Иными словами, продолжительность льготы не зависит от даты окончания налогового периода по налогу на прибыль, то есть если четырехлетний срок пользования льготой истек в каком-либо месяце налогового периода, то и налог необходимо будет исчислять по полной ставке со дня, следующего за днем прекращения льготы. Указанная точка зрения содержится в Письме Минфина России от 17.03.2001 N 04-02-05/11 в ответ на запрос организации.

Аналогичная позиция может быть высказана и в отношении ситуации, когда организация теряет право на льготу в течение налогового периода. То есть в случае потери права на льготу в октябре 2003 г. налогом на прибыль по ставке 24% будет облагаться только прибыль, полученная начиная с этого месяца.

Как видим, в данном случае ситуация может быть спорной. Поэтому советуем пользователю во избежание претензий со стороны налоговых органов обратиться для разъяснения по данному вопросу в налоговую инспекцию по месту своего учета (п.1.1 Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденного Приказом МНС России от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120). Кроме того, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, является обстоятельством, исключающим вину и (как следствие) ответственность лица в совершении налогового правонарушения (пп.3 п.1 ст.111, п.2 ст.109 НК РФ).

Налогоплательщик, избирая тот или иной вариант поведения в такой ситуации, должен учитывать все последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные. Как правило, избранный вариант поведения, если он противоречит позиции налогового органа, приводит к конфликту с последним. И, если налогоплательщик считает, что акты налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц нарушают его права, он вправе обжаловать такие акты и действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. ст.137, 138 НК РФ).

С. С.Лысенко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

10.02.2004