Комитетом по управлению муниципальным имуществом организации передана в аренду часть здания. При этом право на соответствующий земельный участок при передаче арендатору имущества в аренду договором не определено. Арендная плата за имущество не содержит платы за пользование землей. Документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком, у арендатора отсутствует

Правомерно ли признание налоговым органом за организацией обязанности платить земельный налог пропорционально занимаемой площади здания, установленной договором аренды?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2004 г. N 11-11н/07194

Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно ст.16 Закона N 1738-1 за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Пунктом 2 ст.652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что, если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением. Следовательно, правоустанавливающим документом в этом случае может служить договор аренды имущества.

Из представленных материалов следует, что право аренды на соответствующий земельный участок при передаче арендатору имущества в аренду договором не определено, арендная плата за имущество не содержит земельной составляющей.

Таким образом, арендатор являлся фактическим землепользователем участка, занятого помещениями на основании договора аренды.

Аналогичная позиция по существу данного вопроса изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2002 N 5375/02.

При этом отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю.

Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N 7486/01.

Следовательно, если арендатором помещения по договору с Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы не оформлены правоустанавливающие документы на землю и балансодержатель не уплачивает земельный налог на земельный участок, приходящийся на используемое арендатором помещение, с последующим возмещением с него расходов по уплате земельного налога, то в соответствии с п.2 ст.652 ГК РФ и ст.1 Закона N 1738-1 арендатор помещения является плательщиком земельного налога с площади земельного участка, приходящейся на арендуемые в здании помещения.

Таким образом, действия инспекции по привлечению организации-арендатора к налоговой ответственности за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу и неуплату земельного налога являются правомерными.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Ю. А.МАВАШЕВ

05.02.2004