Торговая организация оформляет через агента регистрационное удостоверение на ввозимое медицинское оборудование с целью его реализации на территории РФ. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития отказала в регистрации указанного оборудования. Вправе ли российская организация учесть в расходах по налогу на прибыль вознаграждение, выплаченное агенту за оказание посреднических услуг по регистрации удостоверения?

Ответ: Организация, которая оформляет через агента регистрационное удостоверение на медицинское оборудование, ввозимое с целью его реализации на территории РФ, в случае отказа в регистрации не вправе принять вознаграждение агента в качестве расходов для целей исчисления налога на прибыль - данный вывод косвенно следует из разъяснений налоговых органов г. Москвы. Однако существует значительная вероятность отстоять противоположную позицию в суде.

Обоснование: Согласно п. 1.3 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 735 (далее - Регламент), регистрации подлежат все изделия медицинского назначения, предполагаемые к медицинскому применению на территории Российской Федерации и включающие в себя приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные средства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные материалы и стандартные образцы, калибраторы, расходные материалы для анализаторов, изделия из полимерных, резиновых и иных материалов, программное обеспечение, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:

- профилактики, диагностики (in vitro), лечения заболеваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены и модификации частей тканей, органов человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;

- воздействия на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека, однако способ действия которых может поддерживаться такими средствами.

Регистрация изделий медицинского назначения представляет собой государственную контрольно-надзорную функцию, исполняемую Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с целью допуска изделий медицинского назначения к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации (п. 1.2 Регламента).

Расходы, связанные с регистрацией медицинского оборудования, ввозимого на территорию РФ для последующей продажи, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Налоговые органы г. Москвы, рассматривая ситуацию, связанную с отказом Роспатентом в регистрации прав на товарные знаки в Письме от 14.11.2002 N 26-12/55328, пришли к выводу, что в указанном случае расходы, связанные с приобретением и оформлением таких прав, не учитываются для целей налогообложения прибыли и не уменьшают налоговую базу, так как не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, в связи с тем что являются экономически не оправданными и не влекут извлечение дохода для организации. Полагаем, что разъяснения, представленные в Письме, возможно по аналогии применить к рассматриваемой в вопросе ситуации.

Однако суды в своих решениях поддерживают налогоплательщиков и отмечают, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", Постановления ФАС Московского округа от 01.10.2008 N КА-А40/9241-08 по делу N А40-2101/08-109-5, ФАС Московского округа от 15.02.2012 по делу N А41-17204/11, ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2013 по делу N А56-38835/2012).

Таким образом, в случае отказа в регистрации медицинского оборудования, ввозимого на территорию РФ для последующей реализации, возможность учесть в расходах сумму вознаграждения, выплаченного агенту в связи с оказанием услуг по указанной регистрации, организации придется доказывать в суде.

С. М.Морозова

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

04.09.2013