Налоговый орган приостановил выездную налоговую проверку ООО до получения материалов встречной проверки. Правомерны ли действия налогового органа?

Ответ: Согласно ст.89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. Срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика.

В указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

На основании абз.2 ст.87 НК РФ, если при проведении выездной налоговой проверки у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган вправе истребовать необходимые документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).

Следовательно, время проведения встречной проверки также не может засчитываться в двухмесячный срок для проведения проверки, учитывая, что это время, ввиду ее приостановления, проверяющие не находились на территории налогоплательщика.

НК РФ не содержит запрета на приостановление проверки налоговым органом.

Возможность приостановления налоговой проверки предусмотрена Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, что соответствует п.2 ст.4, п. п.2 и 3 ст.31 НК РФ и не противоречит ст. ст.87, 89 НК РФ.

Учитывая изложенное, налоговый орган имеет право приостановить выездную налоговую проверку ООО до получения материалов встречной проверки.

А. В.Крашенинников

Советник налоговой службы РФ

III ранга

23.01.2004