Гражданин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и уплачивает налоги в соответствии с общей системой налогообложения. После уплаты налогов он снимает деньги со своего расчетного счета и тратит их на личные нужды. Существует ли обязанность документально подтверждать произведенные расходы в такой ситуации?

Ответ: Индивидуальный предприниматель при расходовании денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности и оставшихся после уплаты налогов, на личные нужды подтверждать затраты документально не обязан.

Обоснование: Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Также в п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ указано, что заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На основании п. 2 ст. 209 ГК РФ денежные средства, используемые предпринимателем в своей деятельности, принадлежат ему на праве собственности и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Все имущество индивидуального предпринимателя подразделяется на личное и используемое им в предпринимательской деятельности. При этом юридически указанное имущество не разграничено.

Исходя из норм ст. 128 ГК РФ имуществом являются в том числе и денежные средства.

Исходя из сказанного денежные средства, которые остались на расчетном счете индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, могут быть использованы им на личные нужды. Причем эти суммы не являются его заработной платой и, соответственно, не облагаются налогами. На это указывал Минфин России в Письме от 25.11.2008 N 03-04-05-01/441. А столичные налоговики сделали вывод о том, что в соответствии со ст. 2 Трудового кодекса РФ нормы трудового законодательства (в том числе связанные с оплатой труда) распространяются на индивидуальных предпринимателей только в отношении тех прав и обязанностей, которые возникают у них как у работодателей. По отношению к себе предприниматель не может быть работодателем. Поэтому включать в расходы затраты на выплату начисленной самому себе зарплаты он не вправе (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 N 18-12/3/071422@). Поэтому оформлять выдачу денег и документально подтверждать личные расходы предпринимателю не нужно.

С. А.Смирнов

ЗАО Агентство правовой информации

"Воробьевы горы"

Региональный информационный

центр Сети КонсультантПлюс

04.09.2013