Согласно ст.346.2 НК РФ сельскохозяйственные организации, имеющие филиалы и представительства, не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. По нашему мнению, данным положением предполагалось поддерживать мелкие и средние хозяйства. Однако многие сельскохозяйственные организации реализуют продукцию через свои магазины, имеющие статус обособленных подразделений, и, соответственно, не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога

Абзацем 2 п.1 ст.346.2 НК РФ в качестве условия отнесения организаций к плательщикам единого сельскохозяйственного налога обозначена реализация без уточнения ее формы. В связи с этим полагаем целесообразным не распространять действие пп.3 п.3 ст.346.2 НК РФ на организации, реализующие продукцию через магазины, являющиеся обособленными подразделениями в форме филиалов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 января 2004 г. N 04-05-13/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке применения норм гл.26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно п.2 ст.346.2 Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога, при соблюдении установленного данным пунктом условия, имеют право перейти сельскохозяйственные товаропроизводители.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с п.1 ст.346.2 Кодекса признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее заготовку и переработку, не могут переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Кроме того, полагаем, что при рассмотрении вопроса о применении пп.3 п.3 ст.346.2 Кодекса в отношении организаций, имеющих магазины как обособленные подразделения в форме филиалов, необходимо учитывать положения п.2 ст.11 Кодекса и ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Таким образом, не вправе переходить на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей только те организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.

Наличие у организации обособленного подразделения, соответствующего критериям, определенным п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации, но не указанного в учредительных документах организации в качестве филиала или представительства, не является основанием для отказа организации в праве применять данную систему налогообложения.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.КОСОЛАПОВ

13.01.2004