Главой 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками этих сборов являются организации и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на право пользования определенными видами биологических ресурсов

Таким образом, получается, что при безлицензионном пользовании биологическими ресурсами плата не вносится. Какие тогда финансовые санкции могут быть применены к нарушителю установленных правил лицензирования добычи биоресурсов? Несут ли какую-либо ответственность те хозяйствующие субъекты, которые приобрели по договорам продукцию рыбного промысла, незаконно добытую другими лицами?

Ответ: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 23.12.2003) предусмотрено, в частности, что при пользовании объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ст.7.11).

Статьей 8.37 данного Кодекса тоже предусмотрено наложение соответствующих административных штрафов за нарушение правил пользования объектами животного мира, в том числе за нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов. Указанной статьей предусмотрена также возможность конфискации орудий добывания животных.

Аналогичные меры воздействия предусмотрены Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (ред. от 11.11.2003). Так, ст.56 предусмотрено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Необходимо обратить внимание также на следующее. На практике нередко выявляются факты не только браконьерского промысла, но и реализации по договорам незаконно добытой продукции морского и иного промысла. В соответствии с указанной выше ст.56 Федерального закона "О животном мире" все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными (по данному вопросу см. также ст. ст.168, 169 и 173 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сообщаем также, что в соответствии со ст.59 Федерального закона "О животном мире" незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. А при невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость.

Следует также иметь в виду, что Приказом Госкомрыболовства России от 27.12.2002 N 490 (ред. от 21.02.2003) определен порядок реализации отдельных положений КоАП РФ органами рыбоохраны Госкомрыболовства России.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, которые приобрели по договорам продукцию рыбного промысла, незаконно добытую другими лицами, подвергают себя неоправданным финансовым рискам.

В. А.Ляхов

Советник налоговой службы РФ

III ранга

12.01.2004