Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), просит разъяснить, учитываются ли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, следующие виды затрат по договорам, заключенным со сторонними организациями

- на бухгалтерское обслуживание при наличии у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

- на бухгалтерское обслуживание при отсутствии у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

- на оплату юридических услуг;

- по договору на управление компанией;

- на оплату услуг программиста и сетевого администратора.

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 6 января 2004 г. N 21-09/00511

Перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшать полученный доход, установлен ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного гл.25 Кодекса, этот перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. В частности, расходы налогоплательщика на оплату услуг сторонних организаций по ведению его бухгалтерского учета, затраты на оплату юридических услуг и по договору на управление компанией ст.346.16 Кодекса не предусмотрены и, следовательно, не могут быть учтены организацией при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Что касается пп.15 п.1 ст.346.16 Кодекса, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на аудиторские услуги, то при его применении следует руководствоваться следующим.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При этом п.5 ст.1 указанного Закона установлено, что аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, под которыми понимается:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, аудиторские услуги и сопутствующие аудиту услуги различны.

В связи с этим наличие у сторонней организации лицензии на осуществление аудиторских услуг не дает налогоплательщику права учесть затраты на оплату ее услуг по бухгалтерскому обслуживанию в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу.

При рассмотрении вопроса о правомерности уменьшения налоговой базы по единому налогу на сумму расходов по оплате услуг программиста и сетевого администратора следует иметь в виду, что в соответствии с пп.5 п.1 ст.346.16 Кодекса в состав расходов, учитываемых организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, принимаются материальные затраты, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 Кодекса.

Согласно пп.6 п.1 ст.254 Кодекса к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

На этом основании, в том случае, если услуги программиста или сетевого администратора носят для организации производственный характер, то есть непосредственно связаны с его основной деятельностью, оплата указанных услуг может быть учтена налогоплательщиком при расчете налоговой базы по единому налогу.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Л. Я.СОСИХИНА

06.01.2004