1. Подлежит ли налогообложению по налогу на прибыль у организации, использующей при определении доходов и расходов метод начисления, финансовая помощь, полученная из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет?

2. Каким образом следует учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с приобретением для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т. д.?

3. В каком порядке учитываются данная финансовая помощь и расходы, связанные с целевым использованием полученных средств на приобретение основных средств, материалов и т. д., в том случае, если организация - получатель финансовой помощи применяет упрощенную систему налогообложения?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2003 г. N 26-12/72532

1. Согласно п.2 ст.251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним, в частности, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получателями бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Согласно ст.6 БК РФ субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со ст.78 БК РФ предоставление субвенций и субсидий допускается:

- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

- из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, в целях применения положений п.2 ст.251 НК РФ бюджетополучателем признается любое юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования (в том числе субвенции или субсидии), предусмотренные бюджетной росписью на соответствующий финансовый год.

Во исполнение Федерального закона от 29.12.2001 N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в целях реализации Распоряжения Мэра Москвы от 18.09.2001 N 909-РМ "О возложении на Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы функций по социальным трудовым отношениям и охране труда" и эффективного использования финансовых средств на мероприятия, связанные с созданием рабочих мест для инвалидов, молодежи в возрасте до 18 лет и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков), Правительство Москвы Постановлением от 13.08.2002 N 627-ПП утвердило Положение о Целевом бюджетном фонде квотирования рабочих мест в г. Москве.

Данное Положение устанавливает порядок формирования, исполнения и управления средствами Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в г. Москве, а также контроля за их использованием.

При этом в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и в соответствии с Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве" Постановлением Правительства Москвы от 04.03.2003 N 125-ПП было также утверждено Положение о квотировании рабочих мест в г. Москве, которое определяет механизм квотирования рабочих мест в г. Москве и условия предоставления финансовой помощи из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы работодателям, создающим рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Разделом 3 указанного выше Положения определены условия оказания финансовой помощи работодателям из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест г. Москвы.

Таким образом, исходя из изложенного, средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в виде финансовой помощи, выданные на цели, указанные в соответствии с перечисленными выше нормативными правовыми актами, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета г. Москвы на соответствующий финансовый год и использованы организациями по прямому назначению, в соответствии с п.2 ст.251 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Одновременно с этим сообщаем, что организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства (п.14 ст.250 НК РФ).

2. Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ), которыми признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп.3 п.2 ст.256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.

Кроме того, поскольку в гл.25 НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования и обусловленные целями, на которые они были выделены, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

3. По вопросу о порядке учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т. д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.

В соответствии с п.1 ст.346.15 НК РФ организации при определении объекта обложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 НК РФ.

Расходы, на которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с выбранным объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы на сумму предусмотренных закрытым перечнем расходов, установленным п.1 ст.346.16 НК РФ. Иные расходы, не предусмотренные указанным перечнем расходов, для целей обложения единым налогом не учитываются.

При этом согласно п.2 ст.346.16 НК РФ расходы, указанные в п.1 ст.346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.

Таким образом, организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении порядка учета финансовой помощи, полученной из средств Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, и расходов, связанных с приобретением за счет указанной выше финансовой помощи основных средств, материалов и т. д. для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет, следует руководствоваться порядком, изложенным выше для организаций, исчисляющих налогооблагаемую прибыль в соответствии с положениями гл.25 НК РФ.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы РФ

I ранга

Ю. А.МАВАШЕВ

30.12.2003