Просим дать разъяснения в отношении порядка налогообложения имущества религиозных организаций в связи с принятием с 01.01.2004 гл.30 "Налог на имущество организаций" НК РФ

Согласно положениям указанной главы НК РФ налогом на имущество организаций облагается имущество нерелигиозного назначения. В такой ситуации Церковь будет вынуждена завершить многие общественно значимые программы, поскольку здания и имущество богаделен, детских лагерей отдыха, приютов, яслей, социальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, домов для паломников будет облагаться данным налогом.

Кроме того, в связи с таким подходом к налогообложению пострадает и сама религиозная деятельность монастырей, школ, епархий и приходов. Это обосновано тем, что все их имущество, непосредственно не связанное с ведением религиозной деятельности, но необходимое для нормального ее осуществления, будет облагаться налогом на имущество организаций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 декабря 2003 г. N 04-05-06/53

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и в связи с высказанной в нем обеспокоенностью порядком налогообложения имущества религиозных организаций, вступающим в действие с 01.01.2004, сообщает следующее.

Порядок налогообложения имущества организаций, включая и религиозные организации, с 01.01.2004 будет определяться Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ, ст.1 которого дополняет часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) гл.30 "Налог на имущество организаций".

При принятии указанного Федерального закона учитывалось, что налог на имущество организаций является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходы региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.

В связи с этим, а также учитывая, что одним из направлений проводимой налоговой политики является сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения и обеспечение равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков, перечень налоговых льгот, установленных на федеральном уровне, был ограничен и распространяется лишь на крайне узкий круг имущества организаций, имеющего общегосударственное (стратегическое и социальное) значение.

Принимая во внимание значимость затронутого вопроса, для религиозных организаций (признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях") было, по существу, сделано исключение.

В отличие от подавляющего большинства налогоплательщиков религиозные организации, согласно ст.381 Кодекса, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, то есть деятельности, являющейся для религиозных организаций основной.

К имуществу, освобождаемому от налогообложения, в частности, относятся культовые здания и сооружения (церкви, колокольни, часовни, молельные дома и другие объекты), иные объекты, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, специально предназначенные для богослужений и религиозных обрядов, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), основание и содержание которых осуществляется религиозными организациями, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.

При этом следует учитывать, что данная льгота в отличие от некоторых других льгот, предусмотренных по данному налогу, не является временной, поскольку срок ее применения федеральным законом не ограничен.

Кроме того, в рамках положений ст.381 Кодекса предусмотрена льгота для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Данная льгота позволяет, в частности, освободить религиозные организации от уплаты данного налога за объекты профессионального религиозного образования, а также иные объекты, относимые к указанной сфере.

Одновременно обращаем внимание на то, что нормы гл.30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не исключают возможности предоставления налогоплательщикам льгот по уплате налога на имущество организаций, в том числе применяемых в настоящее время, равно как и иных льгот по уплате данного налога. Так, ст.372 Кодекса предусмотрено, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Учитывая изложенное, решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, помимо льгот, предусмотренных гл.30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, могут приниматься законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации самостоятельно.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

А. И.САЛИНА

29.12.2003