Какие льготы предусмотрены действующим законодательством в случае открытия недропользователем месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств? Возможен ли отказ от взимания разового платежа за пользование недрами в данном случае?

Ответ: Действующим законодательством о налогах и сборах, а также законодательством о недрах установлены нормы, стимулирующие недропользователей производить поиск, оценку и разведку полезных ископаемых за счет собственных средств. В частности, согласно ст.10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" факт открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, является основанием для предоставления данному недропользователю соответствующего участка недр для разведки и добычи на бесконкурсной (безаукционной) основе.

В целях стимулирования вложения средств в проведение геолого-разведочных работ и обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы гл.26 Налогового кодекса РФ (ст.342) предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщикам применять коэффициент 0,7 к налогу на добычу полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, при соблюдении следующих условий: осуществление за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых месторождений полезных ископаемых или полное возмещение всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, а также наличие освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в отношении соответствующих месторождений полезных ископаемых.

Кроме того, в целях снижения налоговой нагрузки на недропользователей гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ для организаций, за свой счет осуществивших проведение геолого-разведочных работ, было предусмотрено возмещение затрат на проведение указанных работ за счет ускоренной амортизации, а также включение в состав вычитаемых затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль обоснованных и документально подтвержденных затрат на поиск и разведку полезных ископаемых. Таким образом, организации получили право определять объем и структуру геолого-разведочных работ, включая затраты на поиск и разведку, в соответствии с наиболее перспективными направлениями, что позволяет осуществить в более короткие сроки разработку месторождений.

Статьей 40 Закона Российской Федерации "О недрах" определено, что пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Принимая во внимание то, что доходы федерального бюджета формируются в том числе и за счет поступлений от взимания разового платежа за пользование недрами, отказ от взимания указанного платежа в случае открытия недропользователем месторождения за счет собственных средств приведет к потерям доходной части консолидированного бюджета.

Учитывая, что принят Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов (ст.131 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

На финансирование геолого-разведочных работ из федерального бюджета Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрены целевые расходы в сумме 6,68 млрд руб.

Е. В.Грызлова

Министерство финансов РФ

26.12.2003