Задолженность государственных и муниципальных учреждений будет реструктуризирована

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 16 марта 2012 года

И.В. КЕРЕНСКИЙ

20 марта вступают в силу Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 176 (далее - Постановление о внебюджетных фондах) и Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 177 (далее - Постановление о ЕСН).

Оба Постановления позволяют государственным (муниципальным) учреждениям реструктуризировать задолженность по ряду обязательных платежей, которая накопилась до 1 января 2010 г., причем как сумму основной задолженности, так и начисленные на нее штрафы и пени.

Напомним, что в Российской Федерации до 1 января 2001 г. работодатели обязаны были раздельно производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования [1]. С 1 января 2001 г., после введения в действие гл. 24 НК РФ, все вышеназванные виды отчислений были заменены на единый социальный налог (далее - ЕСН) [2]. Однако с 1 января 2010 г. ЕСН был отменен, и в настоящее время работодатели обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [3].

Постановление о внебюджетных фондах соответственно распространяет свое действие на задолженность по выплатам во внебюджетные фонды, образовавшуюся до 1 января 2001 г. по состоянию на 1 января 2010 г. Постановление о ЕСН позволяет реструктуризировать задолженность по данному налогу, образовавшуюся за весь период его действия по состоянию на 1 января 2010 г.

Механизм реструктуризации задолженности в обоих случаях идентичен, поэтому далее в статье он будет раскрываться без пояснения, какой вид обязательных платежей имеется в виду. Необходимо упомянуть только, что документы по реструктуризации задолженности по отчислениям во внебюджетные фонды и по реструктуризации задолженности по ЕСН должник должен будет подавать раздельно.

Реструктуризация проводится по заявлению должника путем предоставления рассрочки уплаты задолженности по основному долгу на срок не более шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по основному долгу. Со дня принятия решения о реструктуризации начисление пеней и штрафов прекращается. Для проведения реструктуризации должник обязан будет составить проекты графиков погашения задолженности, форма которых содержится в приложениях к указанным Постановлениям, и подать до 1 ноября 2012 г. заявление в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.

Отметим, что в обоих Постановлениях установлен только максимальный срок предоставления рассрочки по основному долгу - до шести лет, но указан фиксированный срок предоставления рассрочки по уплате пеней и штрафов - четыре года после погашения задолженности. При этом ни в одном из Постановлений не установлено, должна ли рассрочка уплаты задолженности по основному долгу всегда предоставляться на максимальный срок. Также нет указания на то, что проекты графиков реструктуризации задолженности, которые подает заявитель, должны совпадать с графиками, утвержденными налоговым органом. Из текста Постановлений нельзя сделать однозначного вывода о том, всегда ли налоговый орган должен утверждать условия реструктуризации, предложенные заявителем, или он имеет право устанавливать иные сроки рассрочки и графики погашения платежей.

Налоговый орган проверяет должника на соответствие критериям реструктуризации:

- полное внесение текущих налоговых платежей в течение двух месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления;

- полное внесение платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование за 2010 и 2011 гг., а также за отчетный период, предшествовавший месяцу подачи заявления.

В Постановлении о ЕСН устанавливается также дополнительное условие: погашение в полном объеме задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2009 гг.

В течение 20 рабочих дней после получения заявления налоговый орган рассматривает его и принимает решение о проведении реструктуризации. Если же заявление подано с нарушением требований, установленных Постановлениями, тогда оно возвращается заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения с указанием причин возврата. Если налоговый орган принимает решение о проведении реструктуризации, то должник обязан осуществлять платежи в соответствии с согласованными графиками погашения задолженности. Платежи будут осуществляться один раз в квартал, и сумма ежеквартальных платежей будет фиксированной. Однако учреждение имеет право досрочно погасить задолженность, а если задолженность будет погашена досрочно в течение трех лет со дня принятия решения о ее реструктуризации, то будет проведено списание задолженности по начисленным пеням и штрафам.

Реструктуризация задолженности проводится один раз. Учреждение может утратить на нее право, если допустит задолженность по текущим налоговым платежам и по уплате страховых взносов на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом. Налоговый орган обязан отменить решение о реструктуризации задолженности в случае возникновения подобных обстоятельств, однако у учреждения будет еще 90 дней для возобновления указанного права. Для этого потребуется погасить задолженность по текущим налоговым платежам и по уплате страховых взносов.

Право на реструктуризацию задолженности, предоставленное учреждению, сохраняется за его правопреемником (правопреемниками) в случае реорганизации.

[1] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)".

Постановление ВС РФ от 08.06.1993 N 5132-1 "Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

[2] Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Документы:

Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 176 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 г. у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность".

Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 N 177 "Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность".