Организация в связи с тяжелым финансовым положением обратилась в региональный орган ПФР с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов. Региональный орган ПФР отказал организации в предоставлении данной отсрочки. Правомерны ли действия работников регионального органа ПФР?

Ответ: Учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, ПФР правомерно отказал организации в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов.

Обоснование: На основании п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.

Таким образом, нормами Закона N 212-ФЗ установлено право, а не обязанность органов контроля, более того, законодательно порядок предоставления такой отсрочки не регламентирован.

При этом указанный вопрос нередко становился предметом судебных споров.

Как следует из Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2012 N А74-844/2012, порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам законодателем не установлен. Анализ арбитражными судами положений п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ указывает на то, что Пенсионный фонд РФ обладает правом на предоставление рассрочки. У общества возникает право заявлять ходатайство о предоставлении такой рассрочки и доказывать необходимость удовлетворения такого ходатайства. Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, связанных с предоставлением отсрочки плательщикам страховых взносов; само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может являться основанием для нарушения права общества на своевременное рассмотрение его заявления и на мотивированный ответ.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Московского округа от 20.11.2012 N А40-37497/12-99-192 (Определением ВАС РФ от 15.07.2013 N ВАС-1712/13 отказано в передаче дела N А40-37497/12-99-192 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2011 N А46-4289/2011.

Суды также отмечали, что ввиду достаточной схожести правоотношений по уплате налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов, порядку их принудительного взыскания, а также ввиду прямого отсутствия законодательно закрепленного запрета в рассматриваемой ситуации представляется возможным использование по аналогии положений данной главы Налогового кодекса РФ. Доводы Фонда о том, что применение по аналогии положений гл. 9 Налогового кодекса РФ невозможно ввиду существенного различия между налогом и страховыми взносами в системе обязательного пенсионного страхования, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку указанные Фондом различия между налогом и страховыми взносами не являются препятствием для применения по аналогии норм НК РФ о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов (Постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А74-844/2012 (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2012 N А74-844/2012 данное Постановление оставлено без изменения), Первого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N А43-6522/2011).

Между тем Постановлением Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 16929/12 сформирована правовая позиция по рассматриваемой проблеме.

Согласно правовой позиции, изложенной в названном Постановлении, в п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ установлено, что порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам могут быть предусмотрены только данным Законом.

Президиум признал, что указанная норма закрепляет исключительно за федеральным законодателем право установления порядка и оснований предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по упомянутым взносам.

Следовательно, ни органы исполнительной власти, ни Пенсионный фонд РФ не вправе определять порядок и основания предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Учитывая, что до настоящего момента ни Закон N 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих указанный механизм, у Фонда отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам.

Таким образом, опираясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, орган контроля ПФР не имеет оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, поскольку порядок ее предоставления законодательно не установлен.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

03.09.2013